или Зарегистрироваться
Земляки
1321
0
10 ноября 2016

Голландец ищет в Калининграде родных погибших советских солдат

Делает это Ремко Рейдинг, по его словам, 
не ради павших во Второй мировой войне, а ради их детей
Ремко Рейдинг уже 18 лет разыскивает родственников советских солдат, похороненных на мемориальном кладбище «Советское поле Славы» в Амерсфорте. 

Поле Славы
В получасе езды от Амстердама есть небольшой город Амерсфорт. Ему без малого тысяча лет, и прославился он сукном, пивом, табаком. Кстати, слово «махорка» в русском языке восходит как раз к названию этого города. Здесь сохранились до сих пор крепостные стены и рвы, соборы и мосты. Однако есть в Амерсфорте место, которое для русского сердца должно быть особенно дорого – «Советское поле Славы». Это кладбище, на котором похоронены советские солдаты, погибшие в годы Второй мировой войны.
В сентябре 1941 года там оказался 101 военнопленный, все они были советскими солдатами, захваченными на восточном фронте. В Амерсфорте был трудовой лагерь. 24 человека погибли от голода и болезней, остальных расстреляли 9 апреля 1942 года. Так появилось место массового захоронения советских солдат. В 1945 году этот факт стал известен американцам. Неподалеку, в Маргратене, было американское мемориальное кладбище, где был похоронен 691 советский воин. Многие из них умерли в последние дни войны или уже после ее окончания в госпиталях на территории Германии, но американское командование посчитало, что на вражеской земле не должны покоиться солдаты-победители, и вместе с американскими, британскими, голландскими солдатами советские воины были вывезены в Голландию и там похоронены. Но кладбище в Маргратене постепенно стало таким большим, что появилась идея создать отдельный советский мемориал. Тут и вспомнили про Амерсфорт. Официально «Советское поле Славы» открыли 18 ноября 1948 года. 

Роман с Россией
– Мне было 22 года, когда я узнал, что в моем родном Амерсфорте есть «Советское поле Славы», где захоронены 865 солдат, – вспоминает Ремко. – Но туда не приходят родственники погибших. И не только потому, что они живут в России, но прежде всего потому, что об этих захоронениях просто никто из родственников не знает. Меня, молодого журналиста, эта тема увлекла и стала большим, чем просто задание редактора. 
Тогда, 18 лет назад, Ремко решил найти семьи похороненных бойцов, чтобы сообщить им судьбу их деда, отца, брата, мужа. И началась тяжелая работа: поиск документов в архивах, переписка с различными ведомствами в России и других странах бывшего СССР, поездки… «Роман с Россией», который продолжается до сих пор. 
Хотя знакомство с нашей страной для Ремко началось раньше. Студентом он оказался перед выбором, куда ехать настажировку: в Москву или Нью-Йорк. 
– Я решил, что Америка не так уж и сильно отличается от Европы и вообще никуда не денется, а вот в Россию могу больше никогда и не попасть, – объясняет свою логику Ремко. – И выбрал Москву. Но по иронии судьбы я так и не был в Нью-Йорке, а в России прожил восемь лет и теперь часто здесь бываю. 
Более того, в России голландец нашел жену. Она была его переводчиком в один из первых приездов. А сына назвал Дмитрием – в честь сына первого солдата, чьих родственников удалось найти. Так что очень быстро Россия стала частью самого Ремко Рейдинга, а не просто работой.
За эти года Ремко сумел найти семьи 199 похороненных в Амерсфорте бойцов. Как оказалось, поиск усложнялся не только дальностью России или трудностями перевода. Во-первых, в именах, которые указаны на надгробиях, обнаружились ошибки. По подсчетам голландского поисковика, не менее 300 имен или фамилий написаны неправильно. Во-вторых, без отчеств поиск весьма затруднен, слишком много совпадений. А в архивах и обнаруженных документах отчества указаны далеко не у всех солдат. В-третьих, даже наличие фамилии, имени, отчества и места рождения похороненного не гарантируют успех в поиске родных. Миллионы людей погибли во время оккупации, полностью уничтожались целые деревни. А те, кого успели эвакуировать, зачастую уже не возвращались на малую родину после окончания войны. Либо меняли место жительства уже в мирные годы. 
Не меньшей сложностью стало общение с постсоветской бюрократией. 
 – Бывает по-разному, – говорит Ремко. – Но могу сказать, что государство – это ведь люди. Они сидят на местах и могут помочь или не помочь. Гораздо чаще помогают, когда вникают, что я делаю и зачем. Но бюрократии хватает. Например, были случаи, когда я искал адрес людей, а мне говорили, что без согласия этих людей не могут мне выдать информацию… абсурд. 
При этом власти работу Ремко Рейдинга оценили. Он отмечен наградой Минобороны РФ и Благодарностью Президента России, а в родной Голландии удостоен звания рыцаря. 

От статьи к фонду
В 2012 году Ремко издал книгу «Дитя Поля Славы». Тогда ему стало окончательно понятно, что эти поиски нужно или делать основной работой, или бросать. И его можно понять. В конце концов, денег это не приносит, сын растет и т. д. 
– Но я не смог все бросить, – делится Ремко. – Когда видишь эмоции родных на могилах их отца или деда, тебя пробивает дрожь. В этот момент понимаешь, что и зачем ты делаешь. Поэтому я решил тогда, что «Советское поле Славы» – это дело моей жизни. Так появился фонд, потом сайт www.soldaat.su.
С появлением фонда стало возможно то, что раньше казалось нереальным: найденные родственники могут приехать в Нидерланды и посетить «Советское поле Славы». Все расходы берет на себя фонд. Он пополняется не только грантами, но и пожертвованиями: почти 400 жителей Амерсфорта взяли «опеку над могилой», т. е. платят ежегодно 50 евро, которые идут на поиски родных и оплату их поездок в Нидерланды, поскольку содержание кладбища оплачивается из бюджета страны.
– То, что я делаю, это не ради солдат: их уже нет. Я это делаю ради их детей, которые, возможно, еще живы. Я хочу рассказать им правду об их отце или деде. Мы переписываемся с найденными родными 199 солдат. И я могу сказать, что благодаря этой работе у меня не одна, а двести семей. Это невероятное ощущение! – признается Ремко. 

Родственники, отзовитесь!
В Калининграде Ремко разыскивает родных двух солдат. Первый – Николай Андреевич Ломоносов или Ломаносов. Он родился 27 ноября 1909 года в деревне Обрядиха (сейчас это Псковская область). Его жена Александра Ильинична жила в Калининграде на ул. А. Невского, 172. Дома уже нет, его снесли. И следы Александры Ильиничны затерялись. Второй солдат – Сергей Еремеевич Хотетов. Он родился в 1910 году, жил в деревне Нешковка под Могилёвом в Белоруссии. Его брат также пропал без вести. Мать умерла, сестра тоже. Но осталась племянница. По данным белорусского поискового отряда, ее зовут Пелагея Ивановна Шульга. И какое-то время назад она жила в Калининградской области. Если кто-то располагает информацией о родственниках этих солдат, Ремко просит сообщить ему – [email protected] 

IMG_3452.jpg
 
Ремко Рейдинг написал о своей работе книгу «Дитя Поля Славы» 


1111111.jpg
Лидия Алексеевна не сдерживает эмоций. Это слезы горечи, неверия и радости. Она впервые оказалась в Амерсфорте на могиле отца Ивана Опалева, который погиб во время Второй мировой войны и все это время считался пропавшим без вести


Максим Гревцев, [email protected], фото автора и с сайта www.soldaat.su

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3