или Зарегистрироваться
Земляки
1608
0
06 октября 2016

Спасатели летают со скоростью 260 км в час

Корреспонденты «СК» побывали на базе авиационного звена МЧС в поселке Храброво
Все начинается в восемь утра, когда экипаж выезжает на служебном автомобиле из Калининграда в Храброво. В одной смене восемь человек: летный состав – командир воздушного судна, второй пилот и бортовой механик – и пять инженеров и техников, которые готовят «вертушку» к вылету. 

Ниже майоров никого нет 
В помещении дежурных сил есть все необходимое – класс предполетной подготовки, столовая, спальня, комната отдыха и даже баня – комната психологической разгрузки. В зале боевого управления работают командир вертолета, инженер и штурман. Дежурство круглосуточное: готовность к вылету в дневное время – один час, в ночное – три, но личный состав звена говорит, что в жизни получается быстрее. 
– Задачи нашего подразделения – спасение и поиск пострадавших на земле и на воде, тушение пожаров, мониторинг паводковой, пожарной, ледовой обстановки, ситуации на дорогах, – рассказывает замкомандира авиационного звена – начальник штаба Леонид Воробьёв. – Зимой эвакуируем рыбаков с льдин, сейчас сезон грибников – за неделю нашли четверых.  
Личный состав авиазвена – бывшие военнослужащие: все летчики первого класса, участники боевых операций в Афганистане и Чечне. Налет – до 5 тысяч часов. 
– В гражданские авиаучилища принимают и девушек, есть пилоты больших «Боингов», например, в МЧС в Жуковском Московской области служит Екатерина Орешкина, она летает на четырех типах вертолетов, даже на МИ-6 и МИ-8, но в Калининграде женщин-пилотов нет, – cказал Леонид Воробьёв.
–  А я полтора года посидел на пенсии, и стало скучно, – говорит Виктор Павлицкий. Ему 47 лет, он второй пилот и тоже пришел в МЧС из армии. – Сослуживцы позвали сюда, сразу согласился. У нас тут ниже майоров нет. (Смеется). 

Супервертолет
На взлетной площадке нас ждет вертолет Ка-32А11ВС, красавец с оранжевыми и голубыми полосами на боках. Он может работать без дозаправки три с половиной часа, в его баках больше 3000 литров авиакеросина. Максимальная скорость –  260 км/час. Летает Ка-32 и днем, и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. 
Вертолет оборудован на все случаи жизни. В корпусе есть лебедка для подъема пострадавших в корзине или в связке со спасателем. Также вертушка оснащена прожекторами, сиренами и громкоговорителями, так что экипаж может обратиться, например, к потерявшемуся: «Иванов Иван Иванович, мы вас ищем, выйдите на поляну, разожгите костер, чтобы мы вас увидели». Внизу у вертолета крепление для водно-сливного устройства – это «ведро» из искусственной ткани, в котором помещается 5 тонн воды. Вертушка зависает над водоемом, набирает воду, подлетает к очагу пожара и сбрасывает воду. 
–  Было такое пекло, что пожарные не могли подойти к месту возгорания, поэтому решили использовать вертолет, – вспоминает помощник начальника ГУ МЧС России по Калининградской области Михаил Конашевич о пожаре на Советском ЦБЗ. – Воду черпали прямо в Немане  –  литовцы дали добро, и мы несколько раз пересекали госграницу. Сбрасывали по 4-5 тонн воды, на несколько секунд жар становился меньше, в это время бойцы на земле делали два шага, так и потушили. 
– Самое трудное – это поднять машину с водой при полной заправке, – добавляет второй пилот Виктор Павлицкий. –  Все нужно рассчитать: скорость с «ведром» – 150 км в час, час лететь – минус 900 литров топлива, уже проще лететь, главное, не сесть на вынужденную посадку, не долетев до очага пожара. 
Экипаж может взять на борт 11 спасателей. В Ка-32 встроен и медицинский модуль с кислородными масками и дефибрилляторами – может лететь бригада медиков и оказать помощь пострадавшему прямо на борту. 
– В конце августа четыре женщины заблудились в лесу недалеко от Хмелевки, успели набрать МЧС, и телефон сел. Наземный поисково-спасательный отряд искал их 4 часа, потом подняли нас. Со второго круга мы увидели женщин с воздуха. Экипаж приземлился на поляне, спасатели подняли их на борт. У пожилой женщины от стресса подскочило давление. Я связался с медициной катастроф, и в аэропорту Храброво уже ждала бригада скорой помощи, – рассказывает Леонид Воробьёв. 

Планы к ЧМ-2018
Командир экипажа управляет воздушным судном. Второй пилот определяет местонахождение вертолета, необходимый курс полета, расстояние и время прибытия на цель. Бортмеханик контролирует параметры работы авиатехники и информирует пилота о ее исправности. В кабине столько датчиков и приборов, что глаза разбегаются. 
– Ручка управления вертолета похожа на джойстик, она регулирует движение вправо-влево. Вот этот рычаг (похож на переключатель скоростей в авто. – Прим. авт.) изменяет мощность двигателей и, как следствие, высоту полета. Внизу две педали – для управления вертолетом по направлению. Ну а все, что вокруг нас, помогает экипажу управлять вертолетом в полете и выполнять полетные задания, – объясняет что к чему командир воздушного судна Игорь Федорчак (ему 44 года). 
На борту Ка-32 есть все современные спутниковые и навигационные системы, а раньше было намного сложнее.
– Представьте, летите вы над морем, линию берега не видно, ориентиров нет. У вас есть только прибор, который указывает направление движения, логарифмическая линейка и секундомер. Ну и палец на карте, где мы находимся, – смеется Игорь Федорчак.
Напоследок Леонид Воробьёв делится планами: 
– У авиазвена МЧС в нашей области большие перспективы. В случае необходимости можно транспортировать тяжелобольных из отдаленных районов, оказывать помощь при ДТП. К ЧМ-2018 планируется постройка вертолетной площадки возле больницы на Летней. По проекту до приемного отделения будет всего 70 метров. 

Если вы заблудились в лесу:
1. Собираясь в лес, обязательно возьмите заряженный телефон и яркий жилет, чтобы надеть его, если потерялись. 
2. Выйдите на открытое место.
3. Попытайтесь разжечь костер – вас найдут по дыму.

Только цифры
Авиазвено МЧС несет дежурство по области с 2005 года. За это время сделано более 150 вылетов по тревоге, только за прошлый год спасли 14 человек.

04-IMG_2284.jpg
Командир воздушного судна Игорь Федорчак и второй пилот Виктор Павлицкий: 
«В авиазвене мы все работаем как слаженная команда»

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3