Общество
04 февраля 2016

А был ли в Калининграде мамонт?!

В прошлом году в песке, предназначенном для строительства стадиона к ЧМ-2018, нашли кости древнего животного
Накануне Дня науки, который мы отмечаем 8 февраля, корреспондент «СК» встретился со Степаном Тощаковым, заведующим лабораторией геномики микроорганизмов химико-биологического института БФУ им. И. Канта.
Поговорили о калининградских мамонтах, о том, как ученые помогают космонавтам бороться с проблемами пищеварения, и о новых видах топлива.

Гигант из карьера и космические мыши
В прошлом году в одном из карьеров, откуда возили песок для строительства стадиона к ЧМ-2018, нашли двухкилограммовый зуб, а затем и кости древнего вымершего гиганта (спецтехника добирается до отложений ледникового периода). Находку передали в Музей Мирового океана, а те, в свою очередь, отправили ее к ученым.
– Наша задача — определить, мамонт это или какое-то другое доисторическое крупное животное, например, шерстистый носорог. Верим в удачу: мы получили три кости, но они могут оказаться «пустыми», без генетического материала — в отличие от Севера, где все прекрасно сохраняется в холоде, наши погодные условия для этого не слишком удачны, – пояснил Степан Тощаков. – Если это мамонт, то мы сможем даже установить, откуда эти животные пришли на территорию области, и восполнить пробелы в картине миграции. Пока ни в нашей, ни в соседних областях Литвы, Польши и Германии подобных детальных исследований не было.
Еще одному проекту, которым занимается лаборатория геномики микроорганизмов, сами ученые дали кодовое название «космические какашки». И, как бы смешно оно ни звучало, речь идет о вполне серьезных вещах! Космонавты, которые возвращаются с МКС, жалуются на тяжелое несварение. Чтобы разобраться, в чем дело, в космос отправили мышей, а после их возвращения передали «детали» маленьких покорителей галактики на изучение разным лабораториям страны.
– Нам досталось содержимое кишок. У человека там живут около 5 000 видов микробов, и известно, что они и определяют эффективность нашего пищеварения. Сравнив материал мышей-космонавтов с тем, что мы получили от их коллег (в эксперименте участвовала еще одна партия мышей, которая оставалась на земле, но получала такое же питание), появилась гипотеза, что изменения в пищеварении космонавтов, как ни странно, имеют те же причины, что и у людей, больных ожирением — в условиях невесомости органы брюшной полости тоже меняют свое местоположение. Она пока неокончательная, ждем результатов дополнительных анализов, и после этого сможем опубликовать работу. Ну и помочь космонавтам, конечно!

Микробы-экстремалы
Лаборатория Степана Тощакова занимается развитием биотехнологий. Например, ученые изучают рачков из Белого моря, которые важны для производства новых видов топлива.
– Они едят древесину, а в их кишечниках живут микроорганизмы, способные ее расщеплять. Дерево – источник сырья для биотоплива, но при этом все современные целлюлозно-бумажные производства довольно вредны с экологической точки зрения – в процессе применяется много химии. К тому же, проходит все при высокой температуре (а это дополнительные затраты на нагревание). У рачков же расщепление идет при обычных, в том числе и температурных, условиях, – объяснил ученый. – Рачков можно легко разводить в больших количествах, выделять из них фермент. И в итоге получать экологически чистое и более дешевое производство биотоплива из целлюлозы при невысоких температурах.
В поле зрения калининградских ученых попали и микроорганизмы-экстремалы. Так их называют не случайно: одни живут в кипятке в геотермальных источниках Камчатки, Курильских островов, другие – в соленом озере Баскунчак.
– Эту работу наша команда выполняет в сотрудничестве с Институтом микробиологии
им. Виноградского РАН. Направление перспективное, поскольку такие микроорганизмы содержат ферменты, способные существовать в экстремальных условиях. Их можно выделять, клонировать и разводить в больших масштабах. Например, ферменты микроорганизмов из озера Баскунчак можно использовать, чтобы получать растения, которые приживутся в почве с высоким содержанием соли. А ферменты термофилов — в промышленности.

Из бизнесменов – в ученые
Перечислять, чем занимается лаборатория, можно долго: Степан и его коллеги интересуются самыми разными вещами.
– Я сам окончил биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, поступил в аспирантуру Института биологии гена РАН. После учебы несколько лет работал по специальности в бизнесе, в представительстве крупной американской компании в Москве. Занимался биотехнологиями, ездил по разным городам, проводил тренинги на крупных предприятиях. Это быстро наскучило, так что, когда получил предложение от БФУ им. И. Канта вернуться в науку,  с радостью переехал в Калининград. Сейчас в моей лаборатории трудится почти 20 человек, ведем любопытные проекты. И важно, что в этом есть не только интерес, но и польза. Например, в прошлом году наши коллеги в Норвегии открыли новый микроб. Он оказался связующим звеном между простейшими и более сложными организмами. Это поможет разобраться, как зарождалась и развивалась жизнь на планете. Ради этого стоит работать!

Самые яркие открытия калининградских ученых в 2015 году
  • В БФУ им. И. Канта создали робота-таракана. Длина искусственного насекомого – 10 см, передвигается он со скоростью 30 см/сек. Робот (см. фото) может преодолевать препятствия и нести небольшой груз.
  • Научно-образовательный центр «Функциональные наноматериалы» БФУ им. И. Канта создал уникальные лазерные зеркала с нано-покрытием.
  • В лаборатории КГТУ создали жидкий янтарь: его предлагают исполь-зовать в качестве присадки к топливу.

Тощаков.jpg