или Зарегистрироваться
Наш край
8332
0
07 апреля 2021

Комендатура: маленький дом с большой властью

На этой неделе отмечается два важных события. 7 апреля –75-летие образования нашей области и 9 апреля –76-я годовщина окончания штурма Кёнигсберга 
Удивительно, но в нашем городе есть здание, которое напрямую связано с обеими датами. Речь идет о трехэтажном доме на пересечении проспекта Мира и улицы Минина и Пожарского. 
На нем есть табличка: «В этом здании с 10 апреля 1945 года по 7 апреля 1946 года размещалась военная комендатура и гражданское управление – первые советские учреждения города». То есть почти год – до выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946 года об образовании нашей области – этот дом являлся центром власти на этой земле.

Тут находится «губа»

 Дом этот, хоть и является объектом культурного наследия регионального значения, не так уж сильно выделяется на фоне других. Вокруг сохранилось немало красивых зданий бывшей колонии вилл Амалиенау. Почему военные выбрали для комендатуры именно его? Наверное, потому, что он достаточно вместительный и почти не пострадал во время боевых действий. 
Кстати, это здание упоминается в романе калининградского писателя Юрия Иванова «Танцы в крематории» (16+), сюжет которого разворачивается в послевоенном Калининграде. Вот этот фрагмент: «До комендатуры рукой подать. Старинное красивое здание фасадом выходит на Хаммервег (сейчас – проспект Мира. – Прим. авт.), а боковой своей частью на узенькую Кронпринц-штрассе (вернее – Кронпринценштрассе, ныне – улица Минина и Пожарского. – Прим. авт.). Зловещее местечко для всех провинившихся солдат и офицеров. Тут находится «губа» — гауптвахта. Сюда ночные военные патрули привозят обнаруженных в городах убитых, а то и ими же подстреленных нарушителей комендантского часа, а точнее — спокойствия в городе. Вот, пожалуйста, — уже лежат трое. Брезентом прикрыты. Лиц, тел — не видно, лишь присыпанные снежком ноги торчат: испачканные глиной сапоги, цивильные ботинки и желтые, будто восковые ступни. Кто такие? Почему убиты? Кем? За что? Были люди, и нет... Б-ррр!» 

08-01.jpg
Почти год этот дом на современном проспекте Мира был главным в области, в апреле 1946-го появившейся в составе РСФСР 

Стертая память 

Но запомнилась комендатура, конечно, не только этим. Больше года она занималась самыми насущными проблемами – расчисткой завалов, тушением пожаров, захоронением трупов. А также следила за соблюдением военнослужащими дисциплины, пресекала мародерства, организовывала охрану военных и важных гражданских объектов, регистрировала советских военнослужащих, проводила учет и привлекала на работы местное население.
Первым комендантом Кёнигсберга стал генерал-майор Михаил Смирнов (1903–1994). В честь него на фасаде дома установлена еще одна доска. Но она старая, и текст почти не разобрать. Зато на сайте администрации Калининграда есть информация, что Михаил Васильевич получил назначение на эту должность еще в конце марта 1945 года. 10 мая того же года при комендатуре Кёнигсберга было создано Временное управление по гражданским делам, которое возглавил заместитель коменданта Кёнигсберга по Гражданскому управлению полковник Михаил Залётов. Он же был и заместителем начальника Временного управления по гражданским делам. Возможно, что деятельностью управления руководили также помощники военного коменданта Кёнигсберга по хозчасти полковник Энштейн (в мае) и подполковник Андрей Антонов (с 26 мая 1945 года).
Что касается первого коменданта города Михаила Смирнова, после сдачи дел он работал старшим преподавателем Академии Генерального штаба, с 1952 года – заместителем главного редактора, редактором отдела оперативного искусства и тактики журнала «Военная мысль». После увольнения в запас в 1960 году и до 1977 года был старшим научным сотрудником и военным референтом Всесоюзного научно-исследовательского института Министерства обороны и технического института информации Академии наук СССР.

08-02.jpg
Текста на табличке, посвященной первому коменданту Кёнигсберга Михаилу Смирнову, почти не разобрать
 

«Определенная противоречивость»

В 2001 году в научном сборнике «Калининградские архивы. Материалы и исследования» (18+) вышла статья Виталия Маслова и Славомира Тецлава о деятельности военных комендатур Кёнигсберга, которых, помимо «головной», было еще восемь – районных. Авторы отмечают, что их деятельность носила в известном смысле  двойственный характер. Дело в том, что военное управление было установлено на оккупированной немецкой территории, которая, учитывая сложившиеся реалии, рассматривалась как будущая советская земля, юридически еще не закрепленная за СССР.
«Такая ситуация порождала определенную противоречивость в деятельности военной комендатуры Кёнигсберга, да и во всей советской политике по отношению к северной части Восточной Пруссии. Эта противоречивость отчетливо проявилась уже в первые месяцы чрезвычайного советского управления Кёнигсбергом. Например, не предусматривалось создание органов местного самоуправления из лояльных немцев. Одновременно было ясно, что невозможно из-за отсутствия гражданского советского населения сразу образовать в Кёнигсберге советские конституционные органы власти», – отмечают авторы. С одной стороны, комендатура была нацелена на сбор народнохозяйственного и культурно-бытового имущества для вывоза его в пострадавшие от гитлеровской агрессии и разоренные войной районы Советского Союза, а с другой стороны – уже с середины мая 1945 года комендатура начинает содействовать проведению подготовительных работ по восстановлению целлюлозно-бумажного комбината в Кёнигсберге, обследованию территории Восточной Пруссии для решения вопроса о возможности пуска предприятий по производству щеток, мебели, пива, выделке кож. В конце мая комендатура приступает к созданию условий для перемещения в Кёнигсберг особого монтажного управления при 3-м Белорусском фронте, которое должно было восстанавливать промышленность города, используя местные ресурсы. 
Словом, именно военные властные структуры после взятия Кёнигсберга приступили к восстановлению мирной жизни в северной части Восточной Пруссии.

Продовольственный вопрос 

Важнейшей задачей для военной комендатуры Кёнигсберга являлось обеспечение продовольствием не только прибывающих сюда советских граждан, но и военнопленных, а также местного немецкого населения.
При этом численность последнего постоянно возрастала. «По сведениям отдела регистрации военной комендатуры, на 26 апреля 1945 года в городе официально зарегистрировались 23 247 немцев, а к 6 мая их стало больше на 3 312 человек. Незарегистрированных немецких граждан было примерно 40 тысяч, фиксировался также постоянный приток немцев из района Пиллау. В силу этого стала ощущаться острая нехватка продовольствия. Военная комендатура, создавая продовольственные запасы для питания немецкого населения, приступила к организации переборки картофеля, проверке домов и подвалов, а также селений и хуторов в радиусе 10 км от города. Предусматривалось обеспечение питанием и больных, находившихся в больницах. Были установлены нормы снабжения продовольствием за плату не только работающих немцев, но и пониженные нормы для нетрудоспособных и детей в семьях, не имевших запасов продуктов», – отмечается в статье. 

Новая жизнь

Некоторое время новая область в составе РСФСР называлась Кёнигсбергской. Но 4 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР она была переименована в Калининградскую, а город Кёнигсберг – в Калининград. 
В это же время было создано областное управление по гражданским делам с подчинением Совету Министров РСФСР, а также три городских и 14 районных управлений. Они должны были стать кадровой и технической базой будущих государственных структур в системе советской власти. Комиссия при Совете министров СССР утвердила штаты новых управлений по гражданским делам. «Для их укомплектования центральные органы направили в область 1422 человека: 836 руководящих работников и 586 – технического и обслуживающего персонала», – сообщается в книге «Восточная Пруссия с древнейших времен до конца Второй мировой войны» (18+), напечатанной Калининградским книжным издательством в 1996 году. Параллельно с управленческими структурами создавались правовые органы. Начала действовать прокуратура. С 15 мая 1946 года приступила к работе коллегия адвокатов. Чуть позднее открылись юридические консультации в Калининграде, Черняховске, Советске, других городах области. 
«21 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован областной суд», – рассказывается в научном труде «Восточная Пруссия с древнейших времен до конца Второй мировой войны», в создании которого принимали ведущие историки региона. 
На протяжении июля – августа 1946 года гражданская власть занималась решением сложных хозяйственных вопросов. Прежде всего, надо было взять на учет материальные средства, оставшиеся от войны, для чего создавались инвентаризационные комиссии. Инвентаризации подлежали здания административных учреждений, культурно-бытового назначения, здания и сооружения предприятий, хозяйств и организаций, аппаратура, машины, инвентарь, транспорт, сельхозинвентарь, продуктивные животные, мебель и так далее. 
Комиссии работали с 14 июля по 15 августа 1946 года, положив конец многочисленным случаям произвола в использовании сохранившихся имущественных ценностей. В общем, 75 лет назад у этой земли началась новая жизнь. С праздником, земляки!
08-копия-приказа.jpg
Копия приказа взята с сайта Ассоциации «Российское историческое общество» https://historyrussia.org/sobytiya/7-aprelya-1946-goda-v-sostave-rsfsr-obrazovana-kjonigsbergskaya-o...

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2