или Зарегистрироваться
Наш край
5357
0
26 января 2018

Деревянный мост: со смотровым окном, но уже без брусчатки

Как изменилась историческая достопримечательность Калининграда в результате недавней реконструкции 
Практически в каждой книжке по краеведению написано, что Кёнигсберг, помимо прочего, славился своими мостами. 

Сохранились три из семи

 Всего их было семь – Лавочный, Зеленый, Кузнечный, Потроховый, Медовый, Высокий и Деревянный (его также называют Дровяной. – Прим. авт.). Как-то известный швейцарский математик Леонард Эйлер поставил перед собой цель проложить маршрут по городу таким образом, чтобы пройти по всем мостам, побывав на каждом всего по одному разу, но с задачей этой не справился. Зато он научным образом доказал, что это невозможно в принципе. 
До наших дней сохранились три из вышеперечисленных мостов – Медовый, Высокий и Деревянный. При этом объектами культурного наследия сегодня являются только Медовый и Деревянный. 
Последний построили в 1404 году для того, чтобы соединить Альтштадт и остров Ломзе. На мосту была установлена памятная доска с выдержками из «Прусской хроники» Альбрехта Лухела Давида. Этот десятитомный труд повествовал о языческой Пруссии и истории Тевтонского ордена до 1410 года. 
С начала XV века мост несколько раз переделывался, последний раз – в 1904 году, причем весьма основательно. 
В советское время Деревянный мост особо не трогали. Лишь немного укрепили – было это в 80-х годах прошлого века. А в 1964 году мост даже стал героем одного из эпизодов знаменитого фильма «Отец солдата». В конце картины колонна наших бойцов останавливается перед поднятым пролетом, на которым крупными буквами написано: «Здесь первыми прошли танки Героя Советского Союза старшего лейтенанта Махарашвили». 

Дело дошло до петиции властям

 Понятно, что с 1980-х мост здорово обветшал, поэтому в преддверии чемпионата мира по футболу его решено было реконструировать. Первоначально планировалось существенно удлинить мост и расширить, однако идея эта вызвала возмущение у многих калининградцев. 
Летом 2015 года на популярной платформе change.org была вывешена петиция, в которой, в частности, говорилось: «В отличие от остальных дошедших до нас мостов Кёнигсберга, Деревянный не только не утратил внешний облик, но и сохранил множественные элементы оригинального кованого ограждения со старинными городскими гербами. Этот мост пережил века и эпохи, Реформацию и Наполеона, эпидемии и войны, бомбардировки и штурм города... И только сейчас безответственными лицами из городской администрации неожиданно был поднят вопрос о коренном переустройстве моста с потерей его исторического вида».
Под письмом, адресованном министру культуры России Владимиру Мединскому, полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимиру Булавину и губернатору Николаю Цуканову, тогда подписались больше полутора тысяч неравнодушных человек.
Трудно сказать, повлияла эта петиция на решение властей или нет (возможно, что просто проект почти полной перестройки оказался весьма дорогим), но исторический облик Деревянного моста в итоге решено было не менять. 

Старую ограду отдали в музей

 Для воплощения в жизнь новой концепции из муниципального бюджета выделили 91,8 миллиона рублей. Конкурс на проведение работ выиграло ООО «ТермоПластКомпозит». Мост закрылся на реконструкцию в мае прошлого года, а в ноябре 2017-го по нему снова поехал транспорт и пошли пешеходы. Правда, трамваи пока так и не пустили – обещают в этом году. 
Изменился ли после реконструкции мост? Удалось ли сохранить его прежний вид? И да, и нет. Начнем с того, что оригинальные ограждения сменили их точные (ну, скажем так, почти точные) копии. Родные же решетки в силу их ветхости решено было снять и отдать в музей «Фридландские ворота». По словам специалиста музея по по экспозиционной и выставочной деятельности Александры Макаревич, переданные им ограждения находятся в целости и сохранности, а в ближайшее время их планируется использовать в готовящейся к открытию и посвященной всем мостам Кёнигсберга экспозиции. 
А вот брусчатку, которая, как можно судить по довоенным фотографиям, являлась неотъ-емлемой частью моста, во время реконструкции сохранить не удалось. 
– Там новодела никакого не делают, а сохраняют то, что стояло в охранной грамоте: столбы освещения и саму ограду, – прокомментировал работы на Деревянном мосту глава города Александр Ярошук в эфире радио «Комсомольская правда – Калининград» (16+). – Часть ее пришлось восстанавливать, потому что калининградцы растащили, пока ремонт шел. Брусчатку снимают и уже не вернут. Булыжник очень тяжелый, дает дополнительный вес.
Герб Кнайпхофа присутствует
Новым, а вернее, воссозданным элементом стали две декоративные арки в начале и в конце моста, на которые крепятся электропровода. Они действительно похожи на те, что украшали Деревянный мост в Кёнигсберге. Даже герб Кнайпхофа – с высовывающейся из воды рукой, которая держит корону, – присутствует. 
А вот смотрового окна на мостовой, через которые можно наблюдать разводные механизмы, раньше здесь не было. Находится окно примерно в середине моста. Идея неплохая, многим нравится. Жалко только, что механизмы эти давно не выполняют своих прямых функций – не разводят мост. 
В целом же городская достопримечательность выглядит сейчас неплохо. Хотя так и тянет сказать, что мост не исторический, а сделанный «под старину». Но это, наверное, все же не самое худшее, что могло с ним случиться. 

id003365_a270_holzbrstrassenbahnllk.jpg
Так выглядел Деревянный мост после основательной переделки в 1904 году 

IMG_5254.JPG
А это фото моста сделано в январе 2018 года. Насколько похожи кёнигсбергский и калининградский варианты, судите сами 
цитата
,
:
, :
Деревянный мост в Кёнигсберге построили в 1404 году для того, чтобы соединить Альтштадт и остров Ломзе

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27