или Зарегистрироваться
Наш край
1404
0
24 ноября 2017

Дорога сюрпризов: от двухъярусного моста к спорткомплексу «Юность»

На этот раз мы путешествуем по набережной Петра Первого 
В начале ноября мы гуляли по улице Портовой и дошли до двухъярусного моста. 
Если его перейти, то можно оказаться в положении витязя на распутье. Налево пойдешь – окажешься на Правой набережной, прямо пойдешь – попадешь на ул. Буткова, а если свернешь направо, то очутишься на набережной Баграмяна, которая плавно перетекает в набережную Петра Великого. На первый взгляд, на этой набережной нет ничего интересного. Но не стоит спешить с выводами. Если  все-таки решите повернуть направо, то очень скоро увидите нечто совершенно необычное.

Чудеса на виражах

На набережной Петра Первого находится Музей Мирового океана (ММО). Вход на его территорию свободный, и там можно увидеть много чего действительно интересного. Причем вы можете получить массу впечатлений, даже не заходя внутрь здания. 
Первое, что видит идущий со стороны двухъярусного моста, – военный самолет-амфибия «Бе-12» (он же «Чайка»). На похожих аппаратах летал медведь Балу в популярном диснеевском мультфильме «Чудеса на виражах». В советское время такие самолеты базировались на Балтийской косе, потом почти все они были списаны и утилизированы. (В ближайшее время «СК» планирует сделать репортаж из этого удивительного места. – Прим. авт.) Остался один, который долгое время обдувался всеми ветрами в разрушенном ангаре. Потом он своим ходом перебрался в Храброво, где тоже простоял никому не нужный около десяти лет. Тем не менее Музею Мирового океана стоило большого труда забрать его себе в качестве экспоната. Надо было решить с военными массу юридических вопросов. 
Доставить его в Калининград было тоже непросто. «Чайку» разобрали и привезли в город по частям. Крылья – отдельно, фюзеляж – отдельно. Однако даже при таком подходе пришлось поднимать контактную сеть городского общественного транспорта. Окончательный переезд «Чайки» в Калининград произошел ровно три года назад, в ноябре 2014 года.

IMG_3180.JPG
В Калининград самолет-амфибию «Чайка» доставляли по частям


Подлодка-музей

На этом чудеса не заканчиваются. Рядом с самолетом пришвартована дизельная подводная лодка Б-413, которая более 20 лет была действующей боевой единицей Военно-морского флота. С конца 60-х по начало 90-х годов ХХ века она избороздила всю Атлантику и Средиземное море. С 2000 года – это экспонат Музя Мирового океана. Экскурсии по отсекам этого судна пользуются неизменным успехом. По версии популярного сайта TripAdvisor, Б-413 занимает девятое место в списке самых популярных музейных объектов России. И это весьма серьезное достижение. 

IMG_3139.JPG
Дизельная подлодка Б-413 – один из самых популярных объектов в России 


Спасенные младенцы

Среди интересных объектов, которыми изобилует двор ММО, хочется отметить фонтан, созданный известным кёнигсбергским скульптором Станиславом Кауэром. Речь о фонтане «Путти» (от итальянского putti – младенцы). Увидеть его можно, если обойти павильон «Пакгауз». Кауэр закончил работу над этим произведением в 1908 году. Первоначально оно было установлено возле Королевского замка, но позже его перенесли во двор Кёнигсбергской университетской больницы (ныне это медцентр им. Пирогова. – Прим. авт.). В этом скрытом от широкой публики месте композиция простояла в течение нескольких десятилетий. И, возможно, была бы там окончательно угроблена вандалами, если бы в 2010 году не решили передать ее музею. Еще через год фонтан «Путти» удачно отреставрировали и стали демонстрировать посетителям.

IMG_3111.JPG
Фонтан «Путти», можно сказать, прячется во дворе «Пакгауза» 


Был «Марс», стал «Витязь»

Рядом с главным корпусом ММО пришвартовано несколько судов. Самые известные из них – «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев». И тот, и другой – настоящие легенды. «Витязь» – бывший флагман научного флота. Под флагом АН СССР он совершил 65 рейсов и прошел около 800 000 миль. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных – погонофоры. Судно построено в 1939 году на верфи «Шихау» в Бремерхафене. Изначально оно называлось «Марс» и предназначалось для рейсов в Испанию и Португалию. Но началась война, и «Марс» стал военным транспортом. Зимой-весной 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20 000 беженцев. В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, там его переименовали в «Мощь Империи», однако уже в мае 1946 года после пересмотра договора судно вошло в состав торгового флота СССР. 
У нас его сначала назвали «Экватор», потом «Адмирал Макаров». 
В конце концов его передали Академии наук – уже как «Витязь». После долгой (с 1949 года) службы судно в 1990 году стало частью экспозиции Музея Мирового океана. Собственно, с «Витязя» и началась история этого музея.

IMG_2976.JPG
С научного судна «Витязь» началось развитие советской океанологии


На связи с космосом

«Космонавт Виктор Пацаев» тоже имеет богатую историю. Его построили в 1968 году на Ленинградском заводе имени Жданова как лесовоз «Семен Косинов», а в 1978-м переоборудовали в научно-исследова-тельское, включили в Службу космических исследований отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР и назвали в честь трагически погибшего космонавта Виктора Паца-ева. В первый научный рейс 
«Пацаев» ушел 19 июня 1979 года. За 16 лет он совершил 
14 экспедиций. В 2001 году 
«Пацаев» пришвартовался у стен ММО. Судно активно используется музеем, однако принадлежит входящему в Роскосмос НПО «Измерительные технологии», которое с помощью установленного на «Пацаеве» оборудования осуществляет связь с Международной космической станцией. Однако Роскосмосу он уже не особо нужен, для музея же его содержание накладно. Есть идея переоборудовать «Пацаев» под гостиницу, пока она обсуждается. 

IMG_3096.JPG
 «Космонавт Виктор Пацаев» посылает сигналы Международной космической станции и ждет решения своей участи


В память о погибших рыбаках

Конечным пунктом прогулки предлагаем считать памятник «Пионерам океанического лова». Его установили в 1978 году в честь 30-летия первой сельдяной экспедиции. В июне 1948 года калининградские рыбаки вышли на промысел сельди в северной части Атлантического океана. В этой экспедиции принимали участие плавбаза «Тунгус», пароход «Онега» и 5 парусно-моторных шхун. Одна из подобных шхун – СРТ-129 – пришвартована рядом. Это тоже экспонат музея. Монумент создан авторским коллективом, в который входили архитектор Николай Батаков и скульптор Израил Гершбург. Памятник представляет собой бетонную конструкцию в виде двух парусов рыбацкой шхуны. 
Важно отметить, что установлен он не просто в честь рыбаков, а в память не вернувшихся из рейсов. Внизу монумента выбиты названия потерпевших крушение судов. В 2009 году композицию дополнила скульптура Николая Чудотворца.

IMG_2973.JPG
На таких шхунах наши рыбаки ушли в 1948 году в первую сельдяную экспедицию. Правее – памятный знак и Николай Чудотворец

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27