Если его перейти, то можно оказаться в положении витязя на распутье. Налево пойдешь – окажешься на Правой набережной, прямо пойдешь – попадешь на ул. Буткова, а если свернешь направо, то очутишься на набережной Баграмяна, которая плавно перетекает в набережную Петра Великого. На первый взгляд, на этой набережной нет ничего интересного. Но не стоит спешить с выводами. Если все-таки решите повернуть направо, то очень скоро увидите нечто совершенно необычное.
Чудеса на виражах
На набережной Петра Первого находится Музей Мирового океана (ММО). Вход на его территорию свободный, и там можно увидеть много чего действительно интересного. Причем вы можете получить массу впечатлений, даже не заходя внутрь здания.
Первое, что видит идущий со стороны двухъярусного моста, – военный самолет-амфибия «Бе-12» (он же «Чайка»). На похожих аппаратах летал медведь Балу в популярном диснеевском мультфильме «Чудеса на виражах». В советское время такие самолеты базировались на Балтийской косе, потом почти все они были списаны и утилизированы. (В ближайшее время «СК» планирует сделать репортаж из этого удивительного места. – Прим. авт.) Остался один, который долгое время обдувался всеми ветрами в разрушенном ангаре. Потом он своим ходом перебрался в Храброво, где тоже простоял никому не нужный около десяти лет. Тем не менее Музею Мирового океана стоило большого труда забрать его себе в качестве экспоната. Надо было решить с военными массу юридических вопросов.
Доставить его в Калининград было тоже непросто. «Чайку» разобрали и привезли в город по частям. Крылья – отдельно, фюзеляж – отдельно. Однако даже при таком подходе пришлось поднимать контактную сеть городского общественного транспорта. Окончательный переезд «Чайки» в Калининград произошел ровно три года назад, в ноябре 2014 года.
В Калининград самолет-амфибию «Чайка» доставляли по частям
Подлодка-музей
На этом чудеса не заканчиваются. Рядом с самолетом пришвартована дизельная подводная лодка Б-413, которая более 20 лет была действующей боевой единицей Военно-морского флота. С конца 60-х по начало 90-х годов ХХ века она избороздила всю Атлантику и Средиземное море. С 2000 года – это экспонат Музя Мирового океана. Экскурсии по отсекам этого судна пользуются неизменным успехом. По версии популярного сайта TripAdvisor, Б-413 занимает девятое место в списке самых популярных музейных объектов России. И это весьма серьезное достижение.
Дизельная подлодка Б-413 – один из самых популярных объектов в России
Спасенные младенцы
Среди интересных объектов, которыми изобилует двор ММО, хочется отметить фонтан, созданный известным кёнигсбергским скульптором Станиславом Кауэром. Речь о фонтане «Путти» (от итальянского putti – младенцы). Увидеть его можно, если обойти павильон «Пакгауз». Кауэр закончил работу над этим произведением в 1908 году. Первоначально оно было установлено возле Королевского замка, но позже его перенесли во двор Кёнигсбергской университетской больницы (ныне это медцентр им. Пирогова. – Прим. авт.). В этом скрытом от широкой публики месте композиция простояла в течение нескольких десятилетий. И, возможно, была бы там окончательно угроблена вандалами, если бы в 2010 году не решили передать ее музею. Еще через год фонтан «Путти» удачно отреставрировали и стали демонстрировать посетителям.
Фонтан «Путти», можно сказать, прячется во дворе «Пакгауза»
Был «Марс», стал «Витязь»
Рядом с главным корпусом ММО пришвартовано несколько судов. Самые известные из них – «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев». И тот, и другой – настоящие легенды. «Витязь» – бывший флагман научного флота. Под флагом АН СССР он совершил 65 рейсов и прошел около 800 000 миль. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных – погонофоры. Судно построено в 1939 году на верфи «Шихау» в Бремерхафене. Изначально оно называлось «Марс» и предназначалось для рейсов в Испанию и Португалию. Но началась война, и «Марс» стал военным транспортом. Зимой-весной 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20 000 беженцев. В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, там его переименовали в «Мощь Империи», однако уже в мае 1946 года после пересмотра договора судно вошло в состав торгового флота СССР.
У нас его сначала назвали «Экватор», потом «Адмирал Макаров».
В конце концов его передали Академии наук – уже как «Витязь». После долгой (с 1949 года) службы судно в 1990 году стало частью экспозиции Музея Мирового океана. Собственно, с «Витязя» и началась история этого музея.
С научного судна «Витязь» началось развитие советской океанологии
На связи с космосом
«Космонавт Виктор Пацаев» тоже имеет богатую историю. Его построили в 1968 году на Ленинградском заводе имени Жданова как лесовоз «Семен Косинов», а в 1978-м переоборудовали в научно-исследова-тельское, включили в Службу космических исследований отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР и назвали в честь трагически погибшего космонавта Виктора Паца-ева. В первый научный рейс
«Пацаев» ушел 19 июня 1979 года. За 16 лет он совершил
14 экспедиций. В 2001 году
«Пацаев» пришвартовался у стен ММО. Судно активно используется музеем, однако принадлежит входящему в Роскосмос НПО «Измерительные технологии», которое с помощью установленного на «Пацаеве» оборудования осуществляет связь с Международной космической станцией. Однако Роскосмосу он уже не особо нужен, для музея же его содержание накладно. Есть идея переоборудовать «Пацаев» под гостиницу, пока она обсуждается.
«Космонавт Виктор Пацаев» посылает сигналы Международной космической станции и ждет решения своей участи
В память о погибших рыбаках
Конечным пунктом прогулки предлагаем считать памятник «Пионерам океанического лова». Его установили в 1978 году в честь 30-летия первой сельдяной экспедиции. В июне 1948 года калининградские рыбаки вышли на промысел сельди в северной части Атлантического океана. В этой экспедиции принимали участие плавбаза «Тунгус», пароход «Онега» и 5 парусно-моторных шхун. Одна из подобных шхун – СРТ-129 – пришвартована рядом. Это тоже экспонат музея. Монумент создан авторским коллективом, в который входили архитектор Николай Батаков и скульптор Израил Гершбург. Памятник представляет собой бетонную конструкцию в виде двух парусов рыбацкой шхуны.
Важно отметить, что установлен он не просто в честь рыбаков, а в память не вернувшихся из рейсов. Внизу монумента выбиты названия потерпевших крушение судов. В 2009 году композицию дополнила скульптура Николая Чудотворца.
На таких шхунах наши рыбаки ушли в 1948 году в первую сельдяную экспедицию. Правее – памятный знак и Николай Чудотворец
поделиться