Сколько кружков в лабиринте?!
– Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что для детей в принципе важны игры, – говорит Александр Галанов. – У нашего мозга есть два формата работы: назовем их «творческий» и «рабочий».В первом нам нравится то, что делаем, а значит, и положительное подкрепление получаем сразу же, свою порцию дофамина. А вот во втором варианте – не всегда дело интересно в каждый момент, да и награда (зарплата, к примеру) может быть отсроченной. То же можно сказать и об обучении: новое может быть сложным, не получаться сразу и т. д. Как же увлечь процессом? Играть! Использовать игровой режим в учебе.
Создать условия, при которых включается «творческий» режим функционирования мозга, помогают развивающие игры и тетрадки с заданиями. Но важно, чтобы они соответствовали возрасту.
– Советую родителям обращать внимание на рекомендации по возрасту, для которого они разработаны (информация указана на упаковке). Это не просто цифры: если ребенок не готов, он не только не справится с заданием, но и может получить психологическую травму. Даже если он одаренный, опережает сверстников, поймите – развитие идет не равномерно. И не спешите озадачивать тем, что его мозг еще не в состоянии понять: не дозрели соответствующие структуры, не накопился опыт, – предупреждает эксперт. – Приведу пример с нарисованными заданиями с лабиринтами. «Что тут такого, ребенок любой пройдет, – думают мама и папа, – главное, чтобы яркий да посложнее!» На самом деле количество кругов в лабиринте не должно превышать количества лет ребенка: 5 лет — 5 кружков, не больше. Или, к примеру, задача нарисовать орнамент: это ведь методика по обучению произвольному вниманию — необходимо в определенной последовательности повторять конкретный рисунок. В 6–7 лет это не составит труда, а вот раньше может вогнать ребенка в стресс: он не может долго рисовать то, что просят – квадратики, треугольнички. Такой подход вызывает усталость, а вместе с ней – разочарование и нежелание пробовать снова.
Сначала попробуйте сами
Для развивающих игрушек, поясняет Александр Галанов, важны мобильность и трансформируемость, когда можно изменить ситуацию под свою задачу (был домик — сделаем из него кораблик и т. д.), безопасность (игрушка не должна ломаться).– Ребенок на все реагирует эмоци-онально. И для него разбитая любимая мамина чашка, сломанная игрушка – трагедия. Ведь в определенном смысле это столкновение с опытом «смерти»: что-то было – и его нет, не восстановить. Конечно, все это вытесняется памятью и вряд ли осознается, но влияет на дальнейшее поведение. Игрушки должны быть прочными, чтобы не накапливался опыт неудач: ребенок что-то делал несколько часов, понес показать маме – а все сломалось. Нам кажется, что это мелочь, но на самом деле – провал, который при неоднократном повторении, уже при взрослении, в подростковом возрасте, может привести к тому, что ничего не будет хотеться делать, не будет интереса и любопытства начинать новое.
И еще один совет нашего собеседника: прежде чем отдать ребенку в руки, к примеру, конструктор, попробуйте собрать его сами. Увы, далеко не всегда игрушки и игры кто-то тестирует — и может случиться так, что задача, которую получит ваш сын или дочка, в принципе невыполнима.
Шнуровки и конструкторы
Из многообразия развивающих игрушек Галанов советует обратить внимание на конструкторы типа «Полидрон»: из него можно придумать десятки игр. Большие детали, с разными формами и вариативностью сборки. Плюс такие конструкторы дают плоскостное восприятие — детали объемные, они позволяют тактильно осознавать пространство (из деталей можно строить двух- и трехмерные фигуры).– Интересны магнитные конструкторы: они на практике объясняют принцип магнетизма и полярности, составляющие легко соединять между собой за счет силы притяжения вложенных в них магнитов, они «прилипают» по цветам. Но тут важно купить качественную игрушку: в продаже есть варианты, когда магнит на деталях закреплен не с двух сторон, а только с одной — тогда все «прилипает» как попало, нет эффекта отталкивания и уже полноценно не работает физический принцип. В хорошем же исполнении соединить детали можно лишь в том случае, если правильным образом расположить полюса относительно друг друга.
Для развития мелкой моторики, координации движений Галанов рекомендует игры-шнуровки. В них нужно продеть «шнурок» и «иголку» в определенном порядке. Для детей 3–4 лет уже можно использовать сюжетные шнуровки – когда в итоге получается рисунок.
– Такие игры дают навыки конструирования, составления орнаментов, позволяют с большей легкостью ориентироваться на плоскости, – добавляет эксперт.
6-летний калининградец Лукас Саклаков любит развивающие игрушки с интересными задачами
цитата,, :
:Игрушки должны быть прочными. Их поломка для ребенка – трагедия
поделиться