или Зарегистрироваться
Мамочкам
2342
0
25 сентября 2020

Игра не по возрасту может травмировать ребенка

Эксперт Александр Галанов рассказал, на что обратить внимание при выборе развивающих пособий
Развивающих игрушек сегодня много, на что ориентироваться родителям? Об интересных и о полезных пособиях «СК» рассказал Александр Галанов, директор «Лаборатории психологической безопасности» Международной Академии психологических наук, он приезжал в Калининград и выступал с лекцией в Центре информатизации образования.

Сколько кружков в лабиринте?!

– Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что для детей в принципе важны игры, – говорит Александр Галанов. – У нашего мозга есть два формата работы: назовем их «творческий» и «рабочий». 
В первом нам нравится то, что делаем, а значит, и положительное подкрепление получаем сразу же, свою порцию дофамина. А вот во втором варианте – не всегда дело интересно в каждый момент, да и награда (зарплата, к примеру) может быть отсроченной. То же можно сказать и об обучении: новое может быть сложным, не получаться сразу и т. д. Как же увлечь процессом? Играть! Использовать игровой режим в учебе.
Создать условия, при которых включается «творческий» режим функционирования мозга, помогают развивающие игры и тетрадки с заданиями. Но важно, чтобы они соответствовали возрасту.
– Советую родителям обращать внимание на рекомендации по возрасту, для которого они разработаны (информация указана на упаковке). Это не просто цифры: если ребенок не готов, он не только не справится с заданием, но и может получить психологическую травму. Даже если он одаренный, опережает сверстников, поймите – развитие идет не равномерно. И не спешите озадачивать тем, что его мозг еще не в состоянии понять: не дозрели соответствующие структуры, не накопился опыт, – предупреждает эксперт. – Приведу пример с нарисованными заданиями с лабиринтами. «Что тут такого, ребенок любой пройдет, – думают мама и папа, – главное, чтобы яркий да посложнее!» На самом деле количество кругов в лабиринте не должно превышать количества лет ребенка: 5 лет — 5 кружков, не больше. Или, к примеру, задача нарисовать орнамент: это ведь методика по обучению произвольному вниманию — необходимо в определенной последовательности повторять конкретный рисунок. В 6–7 лет это не составит труда, а вот раньше может вогнать ребенка в стресс: он не может долго рисовать то, что просят – квадратики, треугольнички. Такой подход вызывает усталость, а вместе с ней – разочарование и нежелание пробовать снова. 

Сначала попробуйте сами

Для развивающих игрушек, поясняет Александр Галанов, важны мобильность и трансформируемость, когда можно изменить ситуацию под свою задачу (был домик — сделаем из него кораблик и т. д.), безопасность (игрушка не должна ломаться). 
– Ребенок на все реагирует эмоци-онально. И для него разбитая любимая мамина чашка, сломанная игрушка – трагедия. Ведь в определенном смысле это столкновение с опытом «смерти»: что-то было – и его нет, не восстановить. Конечно, все это вытесняется памятью и вряд ли осознается, но влияет на дальнейшее поведение. Игрушки должны быть прочными, чтобы не накапливался опыт неудач: ребенок что-то делал несколько часов, понес показать маме – а все сломалось. Нам кажется, что это мелочь, но на самом деле – провал, который при неоднократном повторении, уже при взрослении, в подростковом возрасте, может привести к тому, что ничего не будет хотеться делать, не будет интереса и любопытства начинать новое.
И еще один совет нашего собеседника: прежде чем отдать ребенку в руки, к примеру, конструктор, попробуйте собрать его сами. Увы, далеко не всегда игрушки и игры кто-то тестирует — и может случиться так, что задача, которую получит ваш сын или дочка, в принципе невыполнима.

Шнуровки и конструкторы

Из многообразия развивающих игрушек Галанов советует обратить внимание на конструкторы типа «Полидрон»: из него можно придумать десятки игр. Большие детали, с разными формами и вариативностью сборки. Плюс такие конструкторы дают плоскостное восприятие — детали объемные, они позволяют тактильно осознавать пространство (из деталей можно строить двух- и трехмерные фигуры).
– Интересны магнитные конструкторы: они на практике объясняют принцип магнетизма и полярности, составляющие легко соединять между собой за счет силы притяжения вложенных в них магнитов, они «прилипают» по цветам. Но тут важно купить качественную игрушку: в продаже есть варианты, когда магнит на деталях закреплен не с двух сторон, а только с одной — тогда все «прилипает» как попало, нет эффекта отталкивания и уже полноценно не работает физический принцип. В хорошем же исполнении соединить детали можно лишь в том случае, если правильным образом расположить полюса относительно друг друга.
Для развития мелкой моторики, координации движений Галанов рекомендует игры-шнуровки. В них нужно продеть «шнурок» и «иголку» в определенном порядке. Для детей 3–4 лет уже можно использовать сюжетные шнуровки – когда в итоге получается рисунок.
– Такие игры дают навыки конструирования, составления орнаментов, позволяют с большей легкостью ориентироваться на плоскости, – добавляет эксперт.

15-20200918122204_IMG_1733.jpg
6-летний калининградец Лукас Саклаков любит развивающие игрушки с интересными задачами

цитата
,
:
, :
Игрушки должны быть прочными. Их поломка для ребенка – трагедия

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3