или Зарегистрироваться
Мамочкам
4116
0
23 ноября 2017

«Не забирайте у ребенка мопед!»

Как не отбить у детей желание учиться и помочь им
На очередной встрече нашего «Клуба для родителей» (нового специального проекта газеты «Страна Калининград») родители вместе с экспертом обсуждали важную тему — мотивацию. 
Например, что сказать первоклашке, который спрашивает, зачем ему идти в школу, и совсем не хочет сидеть на уроках? Или чем привлечь к занятиям подростка, у которого играют гормоны и тянет на «подвиги», причем вряд ли учебные. Не проще ситуация и со старшеклассниками, которые под давлением предстоящего ЕГЭ и огромной нагрузки вдруг теряют интерес к знаниям. Об этом и многом другом мы поговорили с Алексеем Голубицким, директором Школы будущего пос. Б. Исаково.

Не взрослеть раньше времени
Когда мы говорим о мотивации, то самым важным будет понимание того, что все постоянно и сильно меняется. И то, по каким принципам росли мы с вами, уже не подходит современным детям. Раньше все было более-менее понятно: если получил образование — работа, может и не слишком любимая или хорошо оплачиваемая, но гарантирована. Сегодня же это далеко не факт. А детей нужно готовить к тому, что профессию и даже сферу деятельности они, скорее всего, будут менять еще не раз за свою жизнь. 
– Поэтому надо не бояться пробовать, искать себя. И главным становится уже не столько предмет, которому учили (он как раз и не стабилен и может со временем оказаться ненужным), сколько способы получения информации, умение в ней  ориентироваться. И, конечно, то, насколько ты счастлив в своем выборе и реализован, – считает Алексей Голубицкий.
Можно пойти еще дальше: некоторые футурологи предсказывают, что многие профессии скоро исчезнут, а работа вообще станет привилегией. 
– И то, что это не такая уж фантастика, я понял недавно, когда пришел в кино и не увидел там кассиров — билеты продают автоматы. Так что самое большое педагогическое счастье — дать ребенку почувствовать, найти свое дело, – говорит директор.
Как правило, в начальной школе детям нравится учиться. Им все интересно, и процесс познания доставляет удовольствием. Поэтому задача родителей и учителей  это не разрушить.
– Занятия должны соответствовать возрасту. Если это дошколята, то все, что им нужно — это играть. Обучение разным вещам возможно, но тоже в игровой форме, – считает Голубицкий. – Однажды ко мне приходила мама и просила взять ребенка в начальную школу. В пять лет у него уже был репетитор по математике, русскому, он говорил на английском и французском языках. Казалось бы, чем это плохо? Но в школе хорошо видишь последствия. Скорее всего, когда такой ребенок придет в первый класс, ему будет скучно, он начнет отвлекаться и выпадет из общего процесса. А потом, когда дети его догонят и он станет как все, может наложиться травма, ведь раньше он всегда был первым.
Так что всему свое время: мотивация в этом возрасте простая — интерес. И если не превращать все в слишком серьезное занятие, плавно переходить от игры к дисциплине, на уроки малыши будут бежать с радостью.

Надо ловить на вау-эффект
Одна из самых сложных ступеней — 5–7-е классы. Если начальной и старшей школами занялись уже давно, до этого возраста руки дошли только в последнее время. В этом возрасте у детей максимальная познавательная активность — они готовы впитывать как губка, уже логически мыслят и довольно самостоятельны. 
– И тут их нужно сильно заинтересовать. Конечно, гормональная волна все равно захлестнет, и на время они увлекутся другими вещами. Но, если что-то зацепило, вернутся к этому занятию спустя пару лет, уже в старшей школе и на другом уровне, – объясняет директор школы. – Надо ловить на «вау-эффект»: показать аппарат, который режет лазером, отвести в крутую лабораторию, собрать робота и т. п. 
Еще одно опасение — чрезмерная любовь подростков к гаджетам. Но, по опыту педагогов, школьники легко от них отвлекаются, если есть все тот же интерес.
– Ездили мы с подростками на море — показал им окаменелости, которые старше динозавров, рассказал про разные интересные камни. Так они несколько часов провели на берегу и о мобильниках и планшетах даже не вспомнили, – с улыбкой делится Голубицкий.
Еще один важный момент — риск. 
В этом возрасте от него никуда не уйти, потребность к опасностям заложена в каждом, особенно в мальчишках. Задача взрослых — не запрещать, а контролировать. 
– Если ребенок хочет прокатиться на мопеде, не забирайте его. Лучше объясните правила, проверьте исправность. Возможно, потом, во взрослой жизни, машины станут его делом. А может, и нет, но увлечение стоит поддержать: с вами или без вас, потребность все равно реализуют.
В среднем звене есть время на дополнительные занятия — и тут нужно пробовать все, что хочется.
– Я лично в детстве протестировал девятнадцать кружков – от бокса до фортепиано. Пока не попал в экологический центр, где уже и выбрал будущую профессию, – делится с родителями Алексей Викторович. – Это замечательное время и для того, чтобы попробовать «на вкус» разные профессии: в 8 и 9 классе мы показываем детям разные сферы, знакомим школьников со специалистами, и те рассказывают до мелочей, из чего состоит их ежедневная работа, какие есть сложности и плюсы. Они красят стены, делают колбасу. И это здорово помогает понять, что точно не твое, а на что можно обратить внимание. 

Колледж или вуз?
И, наконец, старшая школа, когда пора определяться с будущим, выбирать предметы для ЕГЭ и место, куда будешь поступать. Сейчас довольно много детей хотят идти в профобразование после 
9-го класса, но мешает нежелание менять коллектив, привычную обстановку.
– Чтобы решить эту проблему, открываем «колледж-класс»: после 9-го класса дети одновременно поступают и в 10-й класс школы, и в колледж. На общеобразовательные предметы ходят тужа же, куда и раньше, а на специализированные дисциплины — в новое учебное заведение. Закон такое разрешает, оформить процесс несложно. 
В итоге через два года кто-то решает пойти в вуз — сдает ЕГЭ и поступает. 
А кто-то выбирает профессию — и без экзаменов, после производственной практики, попадает сразу на третий курс, – говорит наш собеседник.
И это не единственный эксперимент. 
– В прошлом году мы запустили программу: тьютеры встречаются один на один с каждым одиннадцатиклассником раз в месяц и помогают ему разобраться в наступающей взрослой жизни. Работа сложная, ведь нельзя ни советовать, ни ругать. Только слушать и направлять. Сначала ребята сами формируют образ будущего — отвечают на вопрос, кем бы они хотели быть через 10 лет, чем заниматься. А потом постепенно, от встречи к встрече, мы разбираемся, как к этому результату прийти. Учитываем все: где можно научиться тому, что выбрал, куда поступить, какие выбрать предметы для сдачи и т. д.   
Вот такая вот самомотивация — интересная инновация, которая еще покажет свои результаты.

«Клуб для родителей» – это открытые лекции и дискуссии наших читателей с экспертами. В гости к «СК» будут приходить психологи, медики, педагоги и другие специалисты, а калининградцы получат возможность задать им любые вопросы. Участие в клубе бесплатное, следите за анонсами в газете и записывайтесь на следующую лекцию в декабре.

14-IMG_6889.jpg
Одна из сложных ступеней – 5–7-е классы. На дополнительных занятиях нужно пробовать все, что захочется

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27