или Зарегистрироваться
Мамочкам
1354
0
12 января 2017

Перебор с развлечениями может развить у ребенка депрессию

Как правильно дозировать детские впечатления, родителям советует семейный психолог
Сегодняшним девочкам и мальчикам доступно гораздо больше вещей и развлечений, чем их родителям, бабушкам и дедушкам в детстве. 
Заботливые старшие сейчас покупают детям игрушки, организуют множество занятий, поездок и культурных мероприятий, следующих друг за другом бесконечной чередой. В результате некоторые сыновья и дочери даже не успевают все это прочувствовать, осознать, а порой и просто заметить. 
– Казалось бы, все делается ради блага ребенка, но из-за такой нагрузки и спешки он по сути не может полноценно этими радостями воспользоваться. Многим ребятам некогда порадоваться подарку или осознать впечатление от спектакля, потому что он уже получает новые развлечения и очередные от них впечатления, – говорит семейный психолог Наталья Николаева. – К сожалению, все чаще и чаще в своей практике мне приходится сталкиваться с детьми, лишенными возможности побыть в покое, с самими собой, чтобы усвоить полученную информацию и понять, чего же хотят они сами. От избытка впечатлений и перевозбуждения у них часто ухудшается самочувствие, возникают проблемы с вниманием и памятью, иногда развивается депрессия, причем первые признаки этого состояния могут выглядеть как лень и равнодушие. С этими жалобами и обращаются родители, мол, сын или дочь ничего не хочет, мы так стараемся порадовать и поездками и еще чем-то, а получаем в ответ негатив, усталость и даже раздражение.
– Чтобы оценить что-то по достоинству, необходимо время, – продолжает психолог. – А чтобы ребенок ценил то, что мы ему даем, нужно обеспечить ему возможность уделить этому внимание и понять чувства, связанные с полученным опытом. Но бывает, что родители сами подталкивают ребенка к обесцениванию, пренебрегая тем, что он может и хочет делать сам. Например, постоянно водят его на разные занятия, ожидая, что там его чему-то научат, не давая свободы его спонтанным творческим порывам. Вряд ли ребенок оценит такую форму заботы о себе. Ведь для человека обычно важно то, что отвечает его желаниям. Когда же нечто свалилось на него помимо его воли и при этом никак не затронуло — странно ждать радости и благодарности. А если это еще и вызвало негативные эмоции, то тем более.

Возвращаем увлеченность 
  • Если речь об игрушке или какой-то другой вещи, надо дать ребенку возможность в нее «вложиться» в первую очередь эмоционально. Сын или дочь порадуются тому, о чем давно мечтали, особенно если сами что-то сделали для того, чтобы это получить. Вещь, к которой дети априори равнодушны, цениться не будет.
  • Не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями – все хорошо в меру.
  • Собираясь куда-то вместе, обязательно обговорите предстоящее событие. Совместные планы, ожидания – все это подготавливает почву для радостного восприятия новых впечатлений. Но обсуждать можно не только глобальные планы на будущее, но и планы на ближайшие выходные. 
  • Для того чтобы обратить внимание на то, что происходит в жизни, и научиться видеть ценности, существуют традиции. Например, «разбор полетов». Вечером поговорите с ребенком, спросите как прошел его день. Пусть он вспомнит, что его огорчило, что порадовало, что нового узнал. Такой процесс помогает ребенку пережить полученный в течение дня опыт. Также хорошо работает традиция благодарности, ее можно устраивать в конце учебного года, в день рождения или перед каким- либо праздником. Надо обсудить с детьми, что ценного принес им предыдущий год, за что его надо поблагодарить. Это научит их подводить итоги длительных отрезков времени и вспоминать важные события.

Лучше тысячи подарков

Нарушайте запреты. В какой-то момент мир ребенка делится на «можно» и «нельзя», и рано или поздно он захочет все равно попробовать, несмотря на запрет. Поэтому лучше собственным примером показать, что одни запреты иногда можно нарушать, а другие – никогда нельзя. Например, можно иногда съесть коробку конфет или выпить вредной газировки, отправиться ночью на прогулку, чтобы посмотреть на звезды, ловить языком снежинки, начать обед с десерта, носиться по квартире, прыгать на кровати, залезть на дерево, бегать босиком под дождем. Лучше всего сделать это именно вместе – одновременное нарушение запретов повысит уровень доверия.

Мечтайте всей семьей. Совместные фантазии – как о ближайшем будущем, так и о далеком – не только сближают, но и наполняют ребенка стремлениями и позволяют ему видеть причинно-следственную связь многих вещей. Через мечты о будущем всей семьи вы сможете ему объяснить, почему важно именно сейчас следить за здоровьем, хорошо учиться и слушаться взрослых. По мнению экспертов, дети, чьи мечты и фантазии не ограничивали в раннем возрасте, более талантливы и реализованы. Когда вы вместе мечтаете, у ребенка развиваются воображение и фантазия, что стимулирует творческую деятельность. Мечтая вместе, родители могут узнать, чего же хочет ребенок, обсудить с ним последствия исполнения тех или иных заветных желаний, понять, что именно его мотивирует. Иногда с помощью фантазий можно проговорить с ребенком какие-то сложные моменты, страхи и переживания, ведь в мечтах ребенок выдает именно то, что он не может рассказать напрямую.

Играйте и фантазируйте. Совместная игра – важное времяпрепровождение уже на первых этапах жизни ребенка. Подойдет любой вид игр – от конструкторов до настольных развивающих занятий. Играя с ребенком, побудьте сказочными героями, животными или жителями другого мира, пейте вместе с игрушками чай или стройте из мебели и пледов домик и понарошку живите в нем. Символическая реальность игры помогает проживать разные ситуации. Следуйте за мыслью и фантазией ребенка, через игру он на бессознательном уровне поделится с вами именно тем, что его по-настоящему волнует. 


10-в-номер-Элеонора-Таня-Александр-Титовы.jpg
Калининградцы Элеонора, Таня и Александр Титовы старались в новогодние праздники как можно больше времени проводить вместе

10-Pravoslavnaya-gimnazia-01.jpg

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27