или Зарегистрироваться
Мамочкам
2052
0
22 августа 2013

Каждому возрасту – своя нагрузка

Нужны ли дополнительные занятия помимо школы
и как делать домашние задания в разных классах – советы специалиста

Совсем скоро начнется учебный год, и актуальным станет вопрос нагрузок. Нужны ли дополнительные занятия в кружках или достаточно уроков в школе, как правильно делать уроки – корреспонденту «СК» рассказала академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

– Возможности и особенности у детей разные, но каждому родителю стоит помнить – силы ребенка не безграничны, а нагрузки в школе сегодня очень высоки, причем в любом классе. Есть критические периоды, когда ребенок испытывает сильное напряжение, и дополнительная нагрузка, помимо школьных занятий, нецелесообразна – это 1, 5 и 9–11-е классы. Плюс все ситуации, связанные со сменой коллектива, школы, учителя, – считает Марьяна Безруких.

Начальная школа – время для проб

В первом классе жизнь ребенка в корне меняется: новый режим, вид деятельности, отношений со сверстниками и взрослыми. В это время не рекомендуется начинать дополнительные занятия – в музыкальной, художественной школах, спортивных секциях.

– На самом деле, если первоклассник не ходит никуда, кроме школы, ничего страшного в этом нет. Но если вы начали чем-то заниматься еще в садике, продолжить можно, только стоит внимательно отнестись к нагрузкам: например, была музыка, танцы, языки. В первом классе такой объем ребенку может быть не по силам– от чего-то придется отказаться. Ну а уж если он сам говорит, что трудно, болит голова, не успевает, то точно стоит прислушаться. И к школе я советую готовиться, чтобы переход не превратился в сильный стресс: в этом году начинаем в Калининграде проект «Ступеньки к школе», подготовка к школе детей от 4,5 лет. Каждый пройдет индивидуальную диагностику, будет разработана программа развития. Мы бы хотели набрать в эти группы и детей из мало-обеспеченных и приемных семей, если найдем людей, которые поддержат идею.

Стоит внимательнее отнестись и к выбору дополнительных нагрузок.

– Многие родители стремятся отдать ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, чтобы он был здоровым. Но определенные виды спорта могут быть противопоказаны конкретному ребенку, причем не только по физическим критериям, но и по психологическим. Например, есть дети, которым подходят командные виды, а игра один на один с противником – нет, – пояснила Марьяна Михайловна. – Что касается остальных увлечений, начальная школа – время, когда можно и нужно пробовать. Стоит поддержать любое желание ребенка, пусть ищет свое. Наличие интереса поможет потом и ему, и родителям преодолеть сложный подростковый период.

При выполнении домашних заданий учитывайте особенности возраста. В 1–2-м классе ребенок не может сконцентрировать внимание более чем на 20 минут. Распространенная формула «не встанешь, пока все не сделаешь» не сработает.

– Постоянно чередуйте работу и отдых. Ребенок должен сам выполнять задания, но в то же время иметь возможность в любой момент обратиться за помощью к взрослым, – рекомендует психофизиолог. – В этом возрасте он еще не может четко спланировать выполнение задачи, даже решение примера. Алгоритм нужно выработать вместе. И не ругайте его, если он что-то не понял – возможно, придется объяснить не один раз. Если не знаете, как это сделать, обратитесь за помощью к учителю.

Не перестарайтесь!

В средней школе снова перемены: предметов, учителей становится больше. Плюс период полового созревания. Еще вчера ребенок мог выучить стих за пять минут, быстро решал примеры, а сегодня ничего не получается. Он не ленится, не стал глупее, просто гормональная перестройка влечет за собой снижение всех показателей – памяти, внимания, способности концентрироваться и т. п.

– Спасение – четкий режим. Важно чередование разных видов деятельности, свободное время, отсутствие спешки – чтобы ребенок утром мог спокойно умыться, позавтракать, – рекомендует Марьяна Безруких.

В старших классах начинаются другие проблемы.

– Сегодня большинство детей подходит к выпуску на «последнем издыхании». Их жизнь сужается только до занятий в школе и с репетиторами. Многие в 9–10-х классах бросают все увлечения, перестают общаться с друзьями. Такая «одержимость» поощряется родителями, учителями, но это самый неээфективный вид работы. И он может закончиться нервным срывом. Несмотря на предстоящие ЕГЭ, в жизни старшеклассника должны быть прогулки, музыка, а учеба может чередоваться с хобби, и тогда ваш ребенок будет не только успешным, но и счастливым и здоровым.

Чем могут помочь родители?

– Влиять на нагрузку в школе сложно. Выход один: прислушиваться к своему ребенку. Кому-то это покажется крамольным, но, если школьник сильно устал и не хочет идти в школу, дайте ему отдохнуть, выспаться, расслабиться, даже если это середина недели. Конечно, ребенок должен понимать, что пропуск занятий – его ответственность.

 

004.jpg

003.jpg

01.jpg   15-siyanie-34.jpg

001.jpg 

мотесори.jpg

поделиться
теги
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27