или Зарегистрироваться
Мамочкам
1791
0
25 июля 2013

Юношей лишили первой любви?

Десткие неврозы — это реакция на
поведение мам и пап

Родители сегодня – не то, что прошлые поколения. К их услугам тренинги, семинары личностного роста, ставящие своей целью развенчивание всяческих авторитетов, личную и безграничную свободу. Вот только что делать с этой свободой, многие мамы и папы не представляют. Детский психолог Ирина Медведева (она приезжала в Калининград на Международный форум библиотек, посвященный 100-летию Сергея Михалкова) предлагает жить с опорой на корни – коллективное бессознательное, которое закладывалось в наши гены поколениями.

Родители запутались

– Ирина Яковлевна, одна из ваших первых книг называется «Трудные родители». Почему начали с них?

– Самое сложное – вправить мозги родителям. Сегодня они оглуплены потоком информации, которая ставит все с ног на голову. То, что еще вчера считалось в обществе как бесспорно безнравственное, предподносится как вариант нормы. Колебания в области нравственности не могут не отражаться на детской психике. Гиперзастенчивость, страхи, агрессивность, энурез, заикания, нейродермиты, астма у детей очень часто имеют невротическое происхождение. Зачастую это бессознательная реакция на поведение мам и пап, которые делают вид, что являются партнерами детей, и перестают их воспитывать, а в итоге перестают быть для них авторитетом и защитой. Но дети мудрее нас. В их генной памяти записана здоровая иерархичность родительской власти. По нынешним либеральным нормам родительская забота ограничена страхом давления на ребенка. Но забота невозможна без давления. Простой пример: заболел малыш, а лекарство пить не хочет. Что будете делать: соблюдать права ребенка или оказывать давление? На уровне сознания дети рады, что их «не достают», но бессознательно пугаются равнодушия взрослых.

– И в чем лекарство?

– Вернуть воспитание детей в традиционное русло. Это не значит, что нужно обряжать ребятишек в сарафан и лапти, водить в фольклорные ансамбли. Я имею в виду этические установки. К примеру, всегда в России богатство считалось второстепенным. То, что было нажито постыдным путем, всячески скрывалось. Сегодня говорится, что богатство, умение заработать любыми путями - главное достоинство человека. Очень невротизирует детей установка на успех и конкурентность. В школах насаждается: нужно быть лучшим... Но не могут все быть первыми! Русский человек не любит всех расталкивать локтями. Теперь же преподносится установка на лидерство – и это фабрика по формированию новых неврозов. Потому так много людей с «поехавшей крышей».

– Как выглядит неправильное воспитание?

– По-разному. Есть т. н. тип воспитания Золушки, когда ребенок угнетен, унижен, когда взрослые предъявляют к нему завышенные требования, не признают успехов. Он недополучает ласки и подарков, небрежно одет, плохо ест и находится в состоянии глубокой эмоциональной и физической ограниченности. Его наказывают чаще, чем хвалят. Противоположный тип – кумир семьи. Такому ребенку все позволено, от него требуют всегда быть первым, он никогда не знает отказа, в нем мощно подпитывается эгоизм. Третий тип неправильного воспитания – гипоопека, когда ребенок не получает необходимой помощи от окружающих. Попросту говоря, им не занимаются. А есть гиперопека, когда за чадо стараются жить, все за него делают, везде протежируют. Такие разные формы воспитания приводят примерно к одинаковому результату: люди формируются как асоциальные типы. Они несамостоятельные, неуверенные в себе, с большими амбициями и неудовлетворенностью.

– Оттого сейчас так много социопатов и инфантилов, которые не могут вписаться в окружающий мир?

– Очень много. Их беда в том, что у них нет т. н. эмоционального интеллекта – умения понимать эмоции окружающих людей, сочувствовать им, оказывать поддержку. Не сформирован и социальный интеллект: умение критически оценить себя, анализировать свои и чужие поступки. На мой взгляд, к этому во многом привело то, что в наших школах перестали изучать серьезную классическую литературу. У подростков не сформирована тонкая душевная организация, необходимая для сопереживания. А если высшие чувства и идеалы не сформированы, в человеке превалирует животное начало. Его желания примитивны. Впрочем, одна из очевидных задач государства, пропитанного интересами бизнеса, – воспитание идеальных потребителей. Кто падок на новое, яркое, вкусное? Кто легковерен? С кем можно затеять игру в «две покупки, третья бесплатно»? Конечно, с инфантильным ребенком. Но с таким, у кого взрослые аппетиты и средства.

– Как родителям вести себя с подростками?

– Период взросления проходит относительно гладко, если подросток увлечен каким-либо продуктивным занятием. Не случайно в советское время было множество кружков и секций. Это профилактика, а нередко и коррекция социопатии.

Стыд – это важно

– Вы ярый противник преподавания в школе сексуального просвещения. Почему?

– Когда я первый раз попала в Германию, 22-летний врач заявил мне: «Какие счастливые у вас юноши в России – они знают, что такое настоящая любовь. У нас никогда не узнают: в школе введено сексуальное просвещение...». Я поняла, что он имел в виду, только когда в России в 1997-м в школах пытались ввести секс-просвет. Раннее сексуальное просвещение – разновидность психического насилия, поскольку для этого необходимо сломать важнейший защитный механизм – механизм стыда. Отсутствие интимного стыда (или его повреждение) бывает при тяжелых формах психических расстройств. Человеку нужно пережить романтическую любовь – главное счастье юности. Из-за т. н. сексуального просвещения многие мальчики лишаются этой возможности. У них крадут любовь. А вместо этого сокровища дают жалкие медяки секретов безопасного секса. На девочек это меньше воздействует. У них силен инстинкт материнства.

– С какого возраста дети должны быть введены в сексуальную культуру?

– Ни с какого. Человека должен вести инстинкт. Если мальчик спрашивает на эту тему, он хочет спровоцировать взрослого на неловкость. Девочкам можно ответить в самых общих выражениях.

– Сегодня на всех уровнях обсуждается тема браков гомосексуалистов, разрешать им иметь детей или нет…

– Если ребенок попадает в однополую семью, он попадает в ад при жизни. Возмущает, что сегодня такие очевидные вещи обсуждаются на уровне экспертов, это мерзко. Первый закон, отмененный в перестройку, – закон, наказывающий за гомосексуализм. Хотя и применялся в редчайших случаях, когда было налицо вопиющее поведение. Уверена, люди не рождаются гомосексуалистами. Да, у них разный гормональный фон, но при правильном воспитании это нивелируется. Сейчас из людей выкликивают зло. Это война за уменьшение нации.

– Бич времени – компьютерная зависимость. Как с ней бороться?

– Психиатры свидетельствуют: дети, которые лежат в острых отделениях с компьютерной зависимостью, на сегодня неизлечимы. Противоядия нет. Легче исцелить наркомана. Компьютерная зависимость – страшная форма инвалидности – психическая и духовная.

– Что делать?

– Отнимать компьютер, несмотря на слезы и обиды. Компьютерозависимыми становятся дети, у которых есть проблемы в общении. Социальные сети также оглупляют – это примитивный язык, темы... Такую зависимость психиатры называют вторичной формой слабоумия.

Ребенок должен знать слово «нельзя» как можно раньше. Если все разрешать, родители готовят ему психический слом. Родительская власть – самая прекрасная. Потому что любовная. А еще доверяйте своей интуиции, а не обращайтесь к специалистам. Никто лучше матери своего ребенка не знает.

Справка «СК»

Ирина Медведева – директор Института демографической безопасности, писатель, драматург, детский психолог, президент Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку. Окончила Московский пединститут, по профессии – педагог-дефектолог. Много лет работала в детской психиатрической больнице. Автор методики психокоррекции, главный инструмент которой – кукольный театр. Противник внедрения в России западного варианта ювенальной юстиции.

 

матросово.gif

Бел-трик.jpg

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3