или Зарегистрироваться
Мамочкам
1748
0
08 декабря 2010

«Родители и учителя не готовы к компромиссу»

Как не конфликтовать и понять друг друга, советует академик Марьяна Безруких

В Калининграде прошло очередное занятие «Родительского клуба», который ведет Марьяна Безруких, академик Российской академии образования, лауреат Премии президента в области образования, директор Института возрастной физиологии (Москва). Речь шла о взаимоотношениях учителей и родителей.

- Сегодня конфликт между педагогами и родителями – явление частое. В чем причина?

- Эта проблема была всегда, просто сейчас она стала ярче, потому что изменилась жизнь: стало больше свободы для ребенка в семье, в школе исчезли многие рычаги давления. Вспомните, как многие из нас когда-то боялись, что их не примут в октябрята, пионеры, комсомол, как наши поступки разбирали на заседаниях комитета комсомола. Общество стало более свободным, как и в целом поведение ребенка – часто ни учителя, ни сами родители к этому не готовы.

К тому же и педагоги, и родители не всегда умеют адекватно оценивать себя, свои действия и порой не готовы идти на компромисс. Чаще всего все делается на эмоциях. У вашего чада появились проблемы, вы идете в школу, чтобы их решить? На словах – да, а фактически – чтобы поругаться и поставить учителя на место. То же самое и с другой стороны: учитель вызывает в школу и тоже не знает что сказать, кроме обвинений. А где в этой цепочке ребенок? Ведь проблема-то у него, а говорят и учителя, и родители о себе.

Еще один вариант ситуации, когда обе стороны встречаются и начинают жаловаться друг другу – на жизнь, на детей. И после разговора часто даже довольны его результатом – излили душу. Но опять же, вопрос: проблему решили, ребенку помогли?

- Как сделать диалог конструктивным?

- К нему нужно подготовиться. Если вы идете в школу, заранее договоритесь с учителем, а не приходите стихийно: у него есть свои дела и он тоже должен быть готов к встрече. Четко сформулируйте, а лучше даже запишите, о чем будете говорить и какого результата хотите добиться. Это правила для обеих сторон.

- Как часто надо ходить в школу?

- Только если есть конкретная проблема, которую вы хотите решить вместе с учителем. Это может быть и раз в год.

- То есть, если у ребенка хорошие оценки и педагоги меня не вызывают, можно успокоиться?

- Вы должны общаться с ребенком и понимать, что происходит в его жизни. Если все в порядке, зачем беспокоиться? Ну а если нет общения, оценки в дневнике не дадут никакой информации. Я вообще советую родителям забыть вопрос «Что ты сегодня получил?», а чаще спрашивать «Что было интересного?».

 

- Важно ходить в школу на собрания?

- Смотря, как они организованы. Если это место экзекуции родителей, что там делать? Собрание - для решения общих вопросов, но не частных. Все, что касается проблем, – наедине. Учитель не имеет права рассказывать плохое о ребенке, обсуждать его не в присутствии самого ребенка, других детей или других родителей. Кому ходить на собрания? Зависит от жизненной ситуации, но воспитание не должно ложиться только на одного из родителей. Это общее дело.

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27