-По опросу, проведенному среди читателей «СК», вы признаны лучшим спортсменом области 2008 года. Объективны ли итоги голосования, ведь позади остались призеры Олимпиады - Наталья Ищенко и Дмитрий Лапиков?
- Год был олимпийским, но было много и других соревнований, например чемпионат Азии по вольной борьбе, где я занял первое место. Что касается объективности, не мне судить - так решили люди. Может, они посчитали, что борьба более зрелищный вид спорта, ведь ни в синхронном плавании, ни в тяжелой атлетике соперничество не ведется напрямую. Хотя я не умаляю достоинств Димы Лапикова и Натальи Ищенко - они молодцы!
- Алексей, вы участвовали в двух Олимпиадах, вошли в золотой фонд областного спорта. Мечтали о таком успехе?
- Если честно, мечтал о победе на Олимпийских играх. Реально оценивать свои силы начинаешь только в зрелом возрасте, а к закату карьеры пытаешься доказать себе, что ты еще на многое способен, рвешь жилы для достижения результата, но это уже не всегда удается.
- Почему, кстати, не удалось стать призером пекинской Олимпиады?
- Участие в Олимпиаде - уже успех. На эти, самые престижные спортивные соревнования, приезжают только лучшие. Я готовился бороться за «золото» и вдруг уступил в первой же схватке. Считаю, что мне просто не повезло, не справился с психологическим давлением.
- Не повлияло ли на результат то, что вы боролись с представителем Грузии Георгием Гокшелидзе? Ведь поединок состоялся сразу после войны в Осетии.
- Никакой политической подоплеки не было! Я Георгия знаю давно, мы вместе входили в сборную России, а потом наши спортивные пути разошлись - он стал защищать Грузию, а я - Киргизию, да и в личном плане у нас отличные отношения.
- А как же синяк под глазом, который вы поставили ему в Пекине?
- Синяка никакого не было! У Георгия была рассечена бровь, я во время поединка случайно ее задел. Еще раз повторю - это была случайность, я на такую подлость не способен. А вот в полуфинале Георгий встречался с осетином Тегиевым. Там была настоящая драка, а не борьба. Осетин специально метил в рассеченную бровь Георгия, старался ее задеть, чтобы было больно и пошла кровь, в итоге добился этого и победил.
- Ходят слухи, что вы, как недавно боксер Алексей Шайдулин, планируете завершить карьеру. Это на самом деле так?
- Для себя я уже решил уйти из большого спорта. Но все может измениться: например, посмотрю через неделю по телевизору фильм «Рокки» с Сильвестром Сталлоне и снова начну тренироваться, тем более что силы у меня еще есть! Пока не могу представить себя без тех эмоций, которые вызывают победы на ковре: когда после трудного поединка рефери поднимает твою руку вверх, когда тебя поддерживают болельщики и ты оправдываешь их надежды. Сладость победы незабываема и неповторима, поэтому и тяжело расстаться со спортом. Так что о своем уходе я пока не готов заявить официально.
- В области сложились семейные борцовские династии: Крупняковы, Шумилины, Шемаровы... Вы стремитесь продолжить их?
- Понял, на что намекаете (смеется). У меня дочка, но я надеюсь, что продолжение последует.
- Сын-то наверняка пойдет по стопам отца?
- Если у меня, даст Бог, будет сын, я не буду настаивать, чтобы он занимался вольной борьбой. Но обычно дети следуют примеру своих родителей. Так было и со мной четверть века назад.
- Где, если не секрет, вы работаете?
- Преподаю в Калининградском юридическом институте МВД физподготовку. Работа нравится. Немножко занимаюсь бизнесом, кафе небольшое открыл. Пытаюсь заработать, выжить в это непростое время.
- Были такие ситуации, когда именно борцовские навыки помогали постоять за себя?
- Случаев масса, особенно в юности, когда часто ходил на дискотеки. Умение бороться спасало мне если не жизнь, то здоровье - это точно. И не только мне, а всем моим друзьям и близким!
- Если вернуться на четверть века назад, когда вы начинали заниматься борьбой, что-нибудь в своей спортивной жизни изменили бы?
- Многое поменял бы, и для этого надо возвращаться не на 25 лет назад, а хотя бы на десять. Пересмотрел бы свое отношение к жизни и спорту: тогда я совершал много ошибок, не прислушивался к советам старших. Если бы удалось вернуться в 90-е, то сейчас вы бы разговаривали с олимпийским чемпионом…
Сергей Кандалов, [email protected]