или Зарегистрироваться
Наш край
6222
0
11 февраля 2016

Как кёнигсбергский зодчий Ханнс Хопп оказался в эпицентре архитектурной революции

В феврале 1890 года родился архитектор, который изменил лицо нашего города
Кёнигсбергу грех жаловаться на внимание хороших архитекторов. В конце XIX – первой половине XX века над его обликом работали замечательные мастера. Среди этой блестящей плеяды – Фридрих Хайтманн, Зигфрид Зассник, Вальтер Куккук, Курт Фрик и 
т. д. – Ханнс (его имя пишется с двумя «н». – Прим. авт.) Хопп стоит несколько особняком. 
И дело здесь не только в том, что он был на удивление плодовит, и не в том, что почти все его крупные работы сохранились до наших дней и составляют теперь гордость Калининграда, а в том, что Хопп предложил городу что-то совершенно новое, принципиально отличное от того, что делали его, возможно, не менее талантливые коллеги. Именно поэтому построенные по его проектам здания невозможно спутать ни с какими другими. Все они являются ярчайшими образцами функционализма. 


Hopp.jpg
Ханнс Хопп 

Слом традиции
При этом Ханнс Хопп вовсе не был основоположником этого направления в архитектуре. У его истоков стояли такие люди-легенды, как американец Франк Ллойд Райт, француз швейцарского происхождения Ле Карбюзье, немец Вальтер Гропиус и другие. 
Просто из работавших в Кёнигсберге архитекторов Хопп, наверное, лучше всех уловил веяние времени, которое заключалось в отказе от пышных декоративных элементов и во взгляде на любое здание главным образом с точки зрения его функции. 
«Противники этого принципа расценивали его как насилие над вкусом и нормами благопристойности, – пишет в одной из своих работ известный историк и теоретик искусства Эрнст Гомбрих. – Отринув орнаментику, современные архитекторы действительно переломили многовековую традицию. Отвергнута была вся искусственная система ордеров, утверждавшаяся со времен Брунеллески, а вместе с ней — и весь накладной декор из лепнины, завитков, пилястр и тому подобного. Вначале такие здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем все мы научились ценить ясные очертания и компактные формы «инженерного» стиля».

Пафос технического прогресса
Хопп родился 9 февраля 1890 года в Любеке. Образование получил в университете Карлсруэ и в Высшей технической школе Мюнхена. В 1913 году он приехал для работы в Мемель (сегодня – Клайпеда), а потом, уже после Первой мировой, перебрался в Кёнигсберг, где ему суждено было оставить огромное творческое наследство. 
Первая масштабная работа Хоппа в нашем городе (и, наверное, наиболее значимая) – проект комплекса Восточно-прусской ярмарки, частью которой стал Дом техники (сегодня ТЦ «Эпицентр»). Вот что пишет о нем известный искусствовед из Санкт-Петербурга Иван Чечот: «Это здание имеет первостепенное значение в истории немецкой архитектуры 20-х годов... Трудно представить себе более элегантное и мощно-выразительное сооружение, в котором пафос технического прогресса, современности нашел бы такое убедительное воплощение, и при том сооружение, где симметрия и асимметрия, автономность формы и связь с пространством и природой были бы приведены в такой живой синтез».
Дом техники являлся многофункциональным комплексом. Там нашлось место павильону, где демонстрировалась новейшая (главным образом сельскохозяйственная) техника, вместительному залу для собраний, кинотеатру, ресторану, а также административным и жилым помещениям.
Кстати, у Хоппа была квартира в этом здании. По словам краеведа и сотрудника Дома-музея Брахерта Дениса Дунаевского, она находилась на третьем этаже – как раз над скульптурой рабочего с шестеренкой, автором которой является друг архитектора – Герман Брахерт. 
Ханнс Хопп прожил в этой квартире с 1925 по 1933 год. Сейчас там городское потребительское общество.

Разные судьбы
В 1923 году по проекту Хоппа был построен Торговый двор, в который через четыре года переехал городской магистрат (сегодня там располагается мэрия). Это здание на площади Победы примечательно тем, что при его строительстве впервые в Кёнигсберге был использован железобетонный каркас, а внутренний двор находился под стеклянной крышей. После войны дом здорово пострадал. В 1950–1960 годах его в несколько этапов восстановили, однако сделали это так, что от Хоппа с его функционализмом в здании практически ничего не осталось. 
Судьба других крупных работ архитектора – «Парк-отеля» (ныне – офисный центр на Нижнем озере) и Ремесленного училища для девочек (Дом офицеров на улице Кирова) не столь печальна. Последнее здание (оно было построено в 1930 году) вообще дошло до нас (если не брать во внимание цвет фасада и некоторые другие «мелочи») в первозданном виде. 
А вот возведенный годом ранее «Парк-отель» (его нынешний адрес – улица Сергеева) потерял часть пристроек. На первом этаже этого здания находилось просторное фойе, большой пивной ресторан с выходящей к Замковому пруду террасой и множество мелких магазинчиков. А на втором – конференц-зал и библиотека. 
Также стоит упомянуть хопповский ресторан круглой формы на территории Восточно- Прусской ярмарки (сейчас там спортзал «Динамо») и, конечно же, активное участие этого архитектора в застройке района Амалиенау респектабельными особняками. 

Тяжелые времена
Нетрудно заметить, что все свои крупные проекты в Кёнигсберге Хопп осуществил до прихода к власти нацистов. После 1933 года он не построил ничего значительного. 
– Дело в том, что Хопп всегда придерживался социалистических взглядов и не считал нужным скрывать это, – говорит Денис Дунаевский. – Он не состоял ни в какой партии, не участвовал в политической жизни, однако новые власти знали о его симпатиях к левым и совсем не реагировать на это не могли. Нет, Хопп, как и его скептически относящийся к нацистам друг Брахерт, репрессиям подвернут не был. Однако его лишили крупных городских заказов, и это сильно отразилось на материальном положении архитектора. И чтобы заработать себе на жизнь, он вынужден был браться за строительство частных домов. Кстати, в одном из таких домов (сейчас эта улица носит имя Чапаева) архитектор жил с 1936 по 1938 год. 
Однако к концу войны и такого рода заказы стали редкостью, и Хоппу пришлось переключиться на строительство бомбоубежищ. 

Достоин памяти
В 1944 году Хопп переехал из прифронтового Кёнигсберга в Дрезден. После войны архитектор, имея возможность перебраться на Запад, остался в Восточной Германии. В ГДР Хопп прожил до самой смерти (он умер в феврале 1971 года), сделав неплохую карьеру – был даже президентом Союза архитекторов этой страны. Однако в его поздних работах (туберкулезный санаторий в Бад-Берке, застройка Карл-Маркс-аллеи в Берлине и другие) уже не так явно просматриваются черты функционализма. Очевидно, что Хопп стал работать в более традиционной манере. 
Трудно сказать, с чем это связано. Возможно, с желанием заказчика. Но не исключено, что Хопп просто пересмотрел свои взгляды на архитектуру. 
– Функционализм – это как рок-н-ролл, – считает Денис Дунаевский. – В начале, когда он только появился, это был прорыв, новое слово, откровение, а потом он превратился в обыденность, в мейнстрим. И как знать, может, Хопп, чувствуя, что этот стиль уже не столь революционен, как в первой половине прошлого века, стал постепенно отказываться от него. 
Как бы то ни было, Дунаевский полагает (и с этим трудно не согласиться), что Хопп достоин быть увековеченным в Калининграде. Да, он увековечен здесь зданиями, которые построил. Но далеко не все знают, кто их автор. Поэтому памятная доска, например, на Доме техники была бы совсем не лишней. 


1.jpg
1++.jpg

Построенный в 1929 году «Парк-отель» хоть и понес потери, но в целом свой облик сохранил, это здание находится на улице Сергеева     


2-х.jpg
2.jpg
В Ремесленном училище для девочек, которое в Кёнигсберге называли «институтом фрикаделек», сегодня размещается Дом офицеров (улица Кирова)


3-(2).jpg
3-(1).jpg
На Доме техники, который является, пожалуй, самым ярким произведением Хоппа, было бы уместно повесить мемориальную доску в честь архитектора (улица Горького)

4-(1).jpg
4-(2).jpg
В здании администрации Калининграда совсем непросто узнать построенный Хоппом в 1923 году Торговый двор (площадь Победы)

Справка «СК»
На территории области работы Ханнса Хоппа можно увидеть не только в Калининграде, но и, например, в Балтийске. Там стоит полуразрушенная водонапорная башня (1927 год), высота которой составляет 32 метра. Кроме того, под Светлогорском сохранился построенный Хоппом в 1931 году загородный дом для семьи Брахертов. Сейчас там – музей скульптора. 

Факт
В 1923 году Ханнс Хопп посетил Москву в качестве одного из архитекторов, проектировавших не сохранившийся до наших дней павильон выставочного центра.

Дом-Хоппа.jpg
Денис Дунаевский: «В этом доме (ныне - улица Чапаева) Хопп жил с 1936 по 1938 год»  

Квартира.jpg
На 3-м этаже этого дома (улица Профессора Баранова) находилась квартира Хоппа (с 1925 по 1933 год)

Динамо.jpg
Ресторан (сейчас это спортзал «Динамо» на улице Баранова) входил в комплекс Восточно-Прусской ярмарки 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1