или Зарегистрироваться
Земляки
1399
0
27 октября 2016

Юлия Рутберг: «Если тебе все время предлагают силос, ты никогда не узнаешь, что такое свежая трава»

В Калининграде известная актриса выступила на сцене Кафедрального собора, по ее словам – это абсолютное потрясение! 
Сольную программу «Кабаре «Бродячая собака», которую Юлия Рутберг представила в рамках Дней литературы в Калининградской области, рассчитана на более камерные площадки. Но фирменная харизма Рутберг дала себя знать, и поэзия абсолютно органично вписалась в величественный интерьер Кафедрального собора. Своими мыслями о месте поэзии в нашей жизни и специфике актерского ремесла Юлия Рутберг поделилась с корреспондентом «Страны Калининград». 

Жизнь в жанре кабаре
– Юлия, вам доводилось прежде в таких соборах выступать?
– В католическом соборе выступаю впервые, и это абсолютное потрясение. Какая здесь акустика, благородство форм и наполненность содержания, какая энергия намоленного места! Знаете, многострадальность этого здания чувствуется буквально физически. Выступать в таком месте – это что-то чрезвычайное.

– Вы в Калининграде не впервые. Видела вас однажды даже на открытии выставки. Нравится сюда приезжать?
– Я пристрастна к городам и люблю возвращаться. Есть такие города с особой аурой. Калининград – единственный и неповторимый. Быть может, из-за того, что здесь могила Канта?

– Как вошел в вашу жизнь жанр кабаре?
– Когда увидела фильм «Кабаре», то просто с ума сошла. Мне хотелось работать в этом жанре, потому что это сплав музыки, пластики, актерской игры. В итоге я создала собственный проект «Вся эта суета». В нем тринадцать музыкальных номеров, прописана история по принципу кабаре. При этом идет разговор на серьезные темы. А «Кабаре «Бродячая собака» – заветная для меня тема. В этом легендарном питерском кабаре был один из центров культурной жизни Серебряного века. А какие имена посетителей – Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Игорь Северянин, Всеволод Мейерхольд, Константин Бальмонт, Аркадий Аверченко. Надеюсь, что этот жанр в моей жизни надолго. 

Видеть 25-м кадром красоту
– Ваш папа Илья Рутберг тоже известен как многожанровый актер…
– Да, папа начинал с пантомимы. Он выступал на эстраде, а его номера «Жираф» и «Опоздавший на лекцию» имели колоссальный успех. Потом папа стал преподавать. На его занятиях был Марсель Марсо. Они с ним переписывались. Марсо бывал у нас дома. Папа ездил к нему в гости в Париж. Среди папиных учеников и Слава Полунин. До своего отъезда он был близким нам человеком. Мама – музыкант, бабушка и дедушка – танцовщики, другие бабушка и дедушка – музыканты. А еще полиглоты – восемь языков знали. Это то поколение шестидесятников, которые эту землю вручную крутили. Я родилась в семье абсолютно свободных людей. Теперь работаем над внуками. Неделю назад у нас было первое посещение Пушкинского музея. Мне важно, чтобы дети 25-м кадром видели красоту. Знаете, у Нагибина есть такая книга «Переулки моего детства». Мы все из переулков детства.

– Знание литературы – это тоже из детства?
– В нашем доме чтение глубоко почиталось. А еще мне повезло с учительницей литературы. Всю жизнь читаю с жадностью, от Достоевского и Куприна до журнала Story, биографии интересных людей меня увлекают. Надеюсь, что и внукам моя страсть к чтению передастся. Для меня это важно. Невежество, с которым сталкиваешься на каждом шагу, иногда вгоняет в ступор. Недавно по телевизору увидела, как на Арбате журналист берет интервью у тинейджеров на тему, что они знают о Пушкине. Один из недорослей сказал следующее: «Ну, Пушкин, он был араб». Другой изрекает: «Пушкин – это наше все». Корреспондент оживился, спрашивает: «Ну, а дальше что скажешь?» А в ответ: «Ну, а дальше – все!»

Защитница Фаины Раневской и Бабы-яги
– В сериале «Любовь Орлова» вы сыграли Фаину Раневскую, сказав при этом, что не хотите делать из нее коверного.
– Это так. Я хотела ее защитить от того количества пошлятины, которая на нее изливается в ее отсутствие. Она была бы изумлена, насколько она стала популярной и просто превратилась в имя нарицательное. Издаются громадными тиражами книги с жуткими провинциальными анекдотами, которые не имеют к ней никакого отношения. Фаина Георгиевна была великим шутом уровня короля Лира, а не коверным. Мне хотелось вернуть ей достоинство. С Раневской начали амикошонствовать, а она этого не терпела при жизни. Почему же люди позволяют себе это делать после ее смерти?!

– Мне кажется, что для актрисы не столь уж частое качество – не бояться быть смешной и некрасивой. Это качество было у Раневской, и оно есть у вас. 
– Мне часто говорят: «Вы так хорошо выглядите в жизни, а почему на сцене и на экране такая немолодая, нелепая?» Я изумляюсь этим вопросам. Я не хочу быть на экране Юлией Рутберг. Профессия актера – меняться. Не всем же быть красавицами, да потом данное амплуа – оно не надолго. А у меня на руках козырная карта – я всегда была характерной актрисой. Еще с юности больше всего мне хотелось сыграть Бабу-ягу! Это такой трогательный, очаровательный персонаж, собирательный образ всех сказок. Она некрасива, но обаятельна, потому что если в ней нет обаяния, то ей грош цена. Сколько женских качеств, какой полет фантазии! Это просто сказка в сказке. А вообще, у любой, самой розовой и пресной героини должен быть характер. Даже у Белоснежки.

«Сериалы – это отхожий промысел»
– Насколько я знаю, в сериалах вы снимаетесь все реже. Это принципиальная история?
– Это отсутствие времени и желания. Иду сниматься лишь к определенным режиссерам.

– В последние годы на виду целая генерация молодых исполнителей, словно бы сошедших с одного конвейера. Кто-то говорит, что участие в сериалах ведет к деградации, кто-то, наоборот, считает, что для актера постоянная практика – это плюс. 
– Да какая там может быть практика! Сериалы в своей основной массе – это такой отхожий промысел. Если тебе все время предлагают силос, ты никогда не узнаешь, что такое свежая трава. Сколько всего убогого и жалкого приходится на наш актерский век, что хочется оторваться и воспарить. Высокая поэзия – это мое спасение.

 – Актерская профессия, она жестокая?
– Жестокая. Ты одновременно должен быть и олимпийским чемпионом, и моделью, и космонавтом. Если не сочетаешь все это, ты не сможешь быть стайером. А вообще, актеры в чем-то похожи на птиц. Мы не только клюем там, где насыпано, но еще и летаем иногда.

Справка «СК»
Народная артистка РФ Юлия Рутберг родилась в 1965 г. в Москве в театральной семье. Отец Илья Рутберг – заслуженный деятель искусств России, один из основателей студенческого театра «Наш дом». Юлия после школы поступила в ГИТИС, проучилась там два года, потом поступила в Театральное училище им. Щукина. С 1988 г. работает в Театре 
им. Вахтангова. Снялась в более чем 50 фильмах. Обладатель театральных премий «Чайка» 
и «Хрустальная Турандот».

Рутберг-(8).jpg
Юлия Рутберг: «Актерская профессия жестокая. Высокая поэзия – это мое спасение»

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2